Черноголовка. Новости

Яндекс.Погода

суббота, 25 мая

пасмурно+15 °C

Онлайн трансляция

В масштабах Вселенной. Школьникам – о будущем без мусора

14 марта 2019 г., 12:23

Просмотры: 200


Увлекательное занятие по проблемам раздельного сбора мусора провели с пятиклассниками учителя 82-й школы Наталья Григорьевна Шульга и Елена Моргунова.

От ролевой игры «Будущее без мусора» до обсуждения уникальности планеты Земля в масштабах Вселенной… Пятиклассникам 82-й школы скучать не приходится! Этот день подарил детям много новых впечатлений: дал возможность почувствовать себя в роли государственных деятелей, бизнесменов, ученых и активистов, которые способны объединить усилия и найти решение проблемы отходов. Как важно воспитывать в самих себе неравнодушных, грамотных людей, готовых трудиться на благо!
Итак, приступаем к ролевой игре. Отметим, что этот материал был предоставлен организаторами проекта «Общероссийский экологический урок «Разделяй с нами. Мир без мусора» и был приурочен к Международному дню экологических знаний. Учащиеся выполняют подготовительное задание и создают сценарии развития отношений человека с отходами в будущем. Каждый ученик, выполняя свою роль и используя раздаточные карточки, моделирует карту событий и стремится достичь эффекта синергии с другими участниками. Члены групп играют одну из четырех ролей: ученого, государственного деятеля, бизнесмена, гражданского активиста.
Помните, «отходы – дело каждого»! Поэтому важно разработать эффективный комплекс мер, чтобы применять его на практике для решения проблемы мусора. Интервью с представителями разных ролевых групп по вопросам утилизации мусора помогло получить ответы на важные вопросы: кто больше мусорит? сколько отходов в среднем за неделю выбрасывает ваша семья? Мы поняли, что сам человек стал главным источником увеличения бытовых отходов, а основными методами их утилизации является вторичная переработка для дальнейшего использования (рециклирование), сжигание (как средство сокращения общего объема отходов, одновременно позволяющее использовать отходящее тепло)  и захоронение (свалка).
Участникам ролевой игры были предложены варианты эффективного предотвращения увеличения мусора и его вторичного использования, все данные уже были записаны на карточках. К примеру, государственные деятели могут ввести налог на продукцию, содержащую опасные вещества или субсидировать проекты по предотвращению новых отходов. А ученые способны разработать прочные биоразлагаемые материалы, в том числе – с биоразлагаемой упаковкой. Многое предстоит сделать бизнесменам и активистам: отказаться от использования в производстве токсичных веществ, оборудовать площадки для раздельного сбора отходов в каждом дворе, обучить жителей грамотному обращению с отходами, организовать постоянный сбор опасных предметов (батареек, ламп, градусников, электролома) у населения и т. д.
Ученики также получили карточки с практическим описанием переработки разных предметов: стеклотары, макулатуры, пищевых отходов, деревянных и тканевых изделий, батареек, металлолома, пластмассы и многого другого.
Пришла пора подводить итоги. Назовем факторы, затрудняющие раздельный сбор мусора (или препятствующие его масштабному внедрению в городе): недостаточное количество контейнеров для мусора, низкий уровень экологической культуры населения и, как следствие, пассивное участие людей в этом процессе. В ответ на эти вызовы времени школьники предложили:
• оборудовать контейнерные площадки таким образом, чтобы место было чистым, имело привлекательный вид и достаточное количество баков для раздельного сбора отходов;
•  повсеместно разместить яркие рекламные щиты, чтобы привлечь внимание населения к извлечению вторичных ресурсов.
Иногда мы забываем о том, что планета Земля – наш общий дом… Великий Нильс Бор предрекал: человечество погибнет не от атомной бомбы, бесконечных войн, оно похоронит себя под горами собственных отходов. В результате нашей жизнидеятельности ежегодно образуются миллионы тонн различных отходов, в том числе и бытовых. Так как же проложить дорогу в чистое будущее? Нам в помощь девиз: «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!»

КСТАТИ:
Минэкологии Московской области реализовало уникальный проект – серию детских экологических книг в жанре фэнтези. На страницах сказок автор, детский писатель и психолог Елена Журек, создает целый мир существ, стоящих на защите природы, – хранимиров.

 

Отзывы участников:
Алекс Хачатрян:

- Наталья Григорьевна Шульга, учитель физики из нашей школы, всегда придумывает для нас что-нибудь интересное. Казалось бы, ну что любопытного в рассказах о том, как сортировать мусор. Я сначала подумал: посижу-послушаю, а потом пойду смотреть планетарий, но неожиданно для себя увлекся. Я стал бизнесменом в ролевой игре, в которой надо было решать проблемы утилизации бытовых отходов - к примеру, на своем производстве внедрять новые, безопасные упаковки. Может быть, даже создать производство упаковок из биоразлагаемых материалов. Играть – это интересно.  

Юра Куликов:
- Меня удивил школьный планетарий. Я думал, это что-то волшебное под огромным куполом, примерно как передвижной планетарий, в который мы всем классом ходили еще в начальной школе. А оказался почти музей, созданный когда-то учителем Олегом Федоровичем Кабардиным. Он взял огромный металлический шар, в котором проделал отверстия. Внутри горит яркая лампа, благодаря ей свет проецируется на небольшой купол, установленный в одном из школьных кабинетов. Мы сидели в полной темноте и смотрели на Большую и Малую Медведицы, на созвездия Кассиопеи, Персея, искали Орион. Потрясающий труд. Я горжусь, что у нас в школе есть свой планетарий.
Маша Юй:
- Я постепенно знакомлюсь с традициями русской школы. Мне нравится, что здесь постоянно проходят какие-то мероприятия - мы не сидим дома, всегда имеем возможность встретиться с ребятами в школе в свое свободное время. Прошедшие каникулы были насыщенными. Мы играли, решая проблемы утилизации бытовых отходов, ходили в планетарий, записывали передачу для школьного радио, болели за одноклассников, участвующих в «Черноголовской лыжне». Что сидеть дома? Надо общаться, играть, чтобы было весело. У нас это получается.

Подготовила Анна СТОЛИНА,
фото: Е. Моргунова