Черноголовка. Новости

Возьми газету бесплатно

Яндекс.Погода

воскресенье, 27 сентября

ясно+10 °C

Честность - в музыке

15 янв. 2020 г., 9:45

Просмотры: 616



18 января  в 19.00  в Большой гостиной Дома ученых НЦЧ РАН состоится Фестиваль «Гринфест» памяти бас-гитариста Романа Гринева. Публике будут представлены авторские композиции Романа, которые прозвучат в исполнении коллег – редкий случай снова услышать его музыку. Мероприятие благотворительное – все сборы пойдут в фонд маленького сына музыканта.  
Анна ГРИШИНА

Чуть более года назад  в Доме ученых в рамках фестиваля Cultural Intelligence состоялся первый концерт памяти Романа Гринева, уроженца Черноголовки, прославлявшего родной город на джазовых площадках страны. 8 декабря, в день его рождения, в джаз-клубе Алексея Козлова прошел масштабный фестиваль для москвичей, собравший на своей сцене звезд джаза и блюза.
Роман Гринев был одним из лучших инструменталистов своего поколения, признанным мастером бас-гитары. Его называли «русским Пасториусом», хотя сам он не любил подобных сравнений и оставался до конца преданным своему собственному пути в музыке. Он был многогранным музыкантом и объединил в своем творчестве множество стилей: блюз, фанк, афробит, джаз, фьюжн и другие. Это отражает и концепция фестиваля «Гринфест» в Черноголовке – многообразие жанров, отсутствие рамок и барьеров в восприятии настоящей музыки.
В преддверии фестиваля мы публикуем интервью о Романе Гриневе с его другом и коллегой по сцене, а также одним из участников фестиваля - московским музыкальным продюсером, композитором и гитаристом Игорем Муллером, который в Черноголовке выступит вместе с Борисом Плотников Bаnd (Москва), чей коллектив представит публике композиции Романа Гринева, а также авторские произведения.
- Что вас связывало с Романом Гриневым?
- Несколько проектов, в которых мы пересекались, – джемы. Был большой совместный проект с Борей Плотниковым. Мы все время оказывались с Ромой в одном пространстве - музыкальном и личном.
- Каким Вы его запомнили?
- Он был очень свободен в музыке, очень талантливым, профессиональным - но профессиональных музыкантов достаточно. Ромина особенность была в том, что он всегда давал тебе место побыть суперклассным - солистом, аккомпаниатором. Ему хотелось, чтобы люди вокруг могли выражать себя настолько полно, насколько они способны. Это уже не музыка, а психотерапия – дать возможность каждому человеку на сцене, в рамках музыкального искусства, побыть таким, какой он есть на самом деле.
- Как играл Роман?
- Как музыкант он хулиганил. Это одно из тех качеств, которые  я очень сильно люблю в музыке - способность быть ироничным. И он шутил сам над собой, над музыкой, которую он играет, очень по-доброму, без сарказма - с иронией. Одновременно он мог относиться очень серьезно, умел цитировать все подряд во время своих соло, находить какие-то совершенно неожиданные цитаты, прочтения того, что он играет. Собственно, вопрос не в технике - уверен, что в России есть музыканты техничнее, но они ни в какое сравнение не идут с Ромой. Рома был очень музыкален, свободен и хулиганист - а это совершенно термоядерная смесь.
- Что вы имеете в виду под музыкальностью Романа?
- Ему не нужна была компьютерная точность материала, который он играл. Музыкальность - это, когда тебе приятно слушать игру исполнителя. У нас была работа: я  жду Рому минут 30 внизу его московской квартиры, мы опаздываем,  уже слова лезут на язык. Прибегает. - Что случилось? - Я,  говорит,  Баха играл и записывал на видео. Вижу -  пора бежать, вскочил, дернулся провод. Все рухнуло, гнездо сломалось. Пришлось брать другую бас-гитару. Рома очень любил Баха. Для меня много значит, что человек слушает вне рабочего времени. Рома Гринев - джазовый басист. Думаю, многие воспринимали его именно как джазового фьюжн-басиста, он любил абсолютно разную музыку. На джемах мы могли играть Pussy Cat Dools  или же песню  Psycho killer, qu’est-ce que c’est? Fa-fa-fa-fa, fa-fa-fa-fa играл с большим удовольствием.
- Чем была сцена для Романа Гринева?
- Сцена, как Рома говорил, позволяла почувствовать себя свободным. Она была для него идеальным местом для побега. Там он мог быть самим собой.
 - Какие качества в Романе Вы особенно выделяете?
- Честность была его внутренним состоянием - именно это позволяло ему быть искренним на сцене. В некоторых вещах эта честность переходила в бескомпромиссность по отношению к себе. Еще Роме можно было доверять. Когда мы с ним впервые оказались на сцене, я понял, что могу верить этому человеку практически безоговорочно. Эта честность позволяла быть ему таким открытым, искренним и свободным. И он был таким.
 - Насколько он реализовал себя?
- Одно то, что значил его уход для всей музыкальной Москвы, уже говорит о том, сколько он успел сделать. Но как звезда, которой он без сомнения являлся, Рома не успел себя реализовать во всем потенциале. У него еще было что сыграть. Люди «заражались» от Ромы свободой. Он был очень свободный человек.