Черноголовка. Новости

Возьми газету бесплатно

Яндекс.Погода

воскресенье, 5 апреля

ясно-3 °C

Малая сцена оживает. Ногинский театр выбирает новый формат

10 февр. 2020 г., 11:51

Просмотры: 179


Моноспектакль «Не/убивайте эту женщину!» по пьесе Майи Праматаровой, в постановке Валентины Козловой прошел на малой сцене Московского областного театра драмы и комедии 5 февраля. Ему предшествовала пресс-конференция, на которой автор рассказала об истории написания пьесы и подарила присутствующим книгу «Современная болгарская драматургия» с интересной подборкой болгарских пьес.

 

Моноспектакль? Это интересно!

Ставить моноспектакли - определенный риск, не каждый актер готов к такому вызову, ведь его игра должна быть безупречной, артист должен пропустить через себя судьбу героя так, чтобы зритель ему поверил, иначе он откликнется, не примет, не поймет. Наверное, поэтому в театре сначала сомневались: рискнуть или нет.

«Первая проба – моноспектакль Ирины Рыжаковой "Исповедь фанатки" - прошла удачно, и мы решили расширить формат. Сейчас много прекрасных артистов, у которых есть очень интересные работы, но, к сожалению, в наш коммерческий век они не всегда находят сцену, чтобы показать свой талант. Поэтому мы с Еленой Октябревной решили приглашать их в наш театр с моноспектаклями, - поделился директор театра Юрий Педенко.

Моноспектакль – это удивительная форма, дающая возможность максимально показать творческие возможности, проявить актерский потенциал, считает главный режиссер театра Елена Цыплакова:

- Когда мы обсуждали возможность показывать моноспектакли, думали: «Это сложно, зритель не привык». Но после показа пьесы «Записки сумасшедшего» на большой сцене, поняли, что зрители реагируют, им интересно. А малая сцена дает больше ощущения контакта, камерности, можно работать тоньше, мягче, потому что зритель рядом. Мы посмотрели работу Светланы и договорились, что она будет играть на нашей сцене и не один раз.

 

Простор для творчества

Ученица Элины Быстрицкой, актриса московского театра «Четвёртая стена», лауреат премий «За творческие достижения» Светлана Потанина поделилась тем, как судьба свела ее с драматургом и ее пьесой:

- Впервые я услышала пьесу в центре Мейерхольда на читке и сказала себе: «Боже мой, женская судьба, которую можно играть лет пятнадцать!» Потом мы познакомились с Майей, и пошли генеральные прогоны: сначала во дворе болгарской гостиницы в Созополе, потом - в амфитеатре, позже – в болгарском культурном центре. В руках замечательного режиссера Валентины Козловой постановка обрела ту форму, которую вы сегодня увидите. Если вы прочитаете саму пьесу - в ней безмерные просторы, как это можно поставить. У меня получилась такая судьба».

Майя Праматарова - драматург, переводчик, кандидат искусствоведения болгарского культурного института, много лет связана с театром, написала множество пьес, по которым ставятся спектакли. Идея написать пьесу пришла к автору, как она сама утверждает, неожиданно.

- Однажды в Бостоне я увидела мужчину, продающего книги. Взяла одну, в ней шла речь о знаменитой русской актрисе Алле Назимовой (ученице Немировича), объехавшей со своими спектаклями всю Европу. Позже, с подачи Джерома К. Джерома, она поехала в Нью-Йорк и настолько восхитила публику своим мастерством, репертуаром Московского художественного театра, что полгода дебютировала на Бродвее. После прочтения книги, эта история так меня затронула, что я решила переписать ее в пьесу.

После успешного дебюта спектакля в Бостоне, его играли во многих городах США. Позже пьесу прочитали в России, первая постановка прошла в театре «Эрмитаж», главную героиню играла актриса Ирина Пономарева, постановщик - актер и режиссер «Чет-Нечет-Театра» Александр Пономарев. И это уже был моноспектакль.

Но жизнь течет, спектакль живет и меняется. Самое сложное - перевод пьесы на разные языки, сохранив, по словам Майи, заложенный во фразе парадокс. Оригинальный заголовок пьесы - «Убейте женщину!» - решили поменять, ведь зритель с русским менталитетом, по мнению режиссера, не принял бы финал.

Майя считает себя счастливым автором, у которого не было плохих актрис. Поэтому все версии ее пьесы для нее равны:

- Мне кажется, большой шанс для автора - получить другую точку зрения новой команды. Светлана дала свою версию моей пьесы, она произносила слова героини так, будто они ее - настолько дорог персонаж, я не хотела ничего менять. Спектакль предназначен именно для камерной сцены, где зритель может увидеть все вблизи, почувствовать эмпатию к ближнему, понять его судьбу и через него, возможно, что-то больше узнать о себе.

 

Каждый в пьесе найдет свое

Лауреат премии правительства Москвы в области культуры, Международной общественной премии «Виват, маэстро!» режиссер Валентина Козлова призналась, что является почитателем моноспектаклей, она и сама играет. Когда Светлана предложила ей посмотреть свою работу, она не приняла предложенную версию:

- Мне показалось, что за большим количеством спецэффектов потерялась история женщины, о которой идет речь. Но я поняла, что из этой истории можно сделать моноспектакль. С этого началась наша со Светой совместная работа. Когда спектакль вышел и в Москву приехала Майя, я с большим трепетом ждала ее оценки. И меня потрясло, когда после спектакля она сказала: «Я не думала, что она (героиня) может быть такой»! Мы позволили опустить медийность и сделать историю более близкой русскому драматическому театру. Я не хотела развлекать, мне хотелось тронуть больную струну: чему мы отдаем свою жизнь и что мы в результате получаем. Стоит оно того? У каждого свой ответ…

Спектакль - о судьбе бывшей актрисы, которая эмигрировала в США. В день своего рождения она остается одна и мысленно возвращается в прошлое, пытаясь понять, что же произошло с ней за годы, которые она провела вдали от дома.

«Ничего не случилось, кроме того, что мне впервые стукнуло 50 лет, и к этому событию я оказалась не готова…», - с этих слов начинается действие спектакля. Игра воображения и подсознания, прошлое и настоящее – все смешалось в мыслях героини. В, казалось бы, простом монологе-откровении сквозит тема покинутой родины и профессии. Ада сравнивает себя и свою судьбу с судьбой своей великой соотечественницы. Но Ада - ни Назимова, ни Саломея, в роли которой Назимова снималась в Голливуде, и не обычная женщина, которая могла бы жить счастливой семейной жизнью, оставив мысли о карьере. Она, прежде всего, - актриса, и навсегда ею останется. Глубокая, остроумная, пронизанная самоиронией история, талантливо сыгранная Светланой Потаниной, смотрится на одном дыхании. После спектакля хотелось переосмыслить прожитое, возможно, что-то изменить. Взглянуть внутрь себя, в собственное хранилище чувств, переживаний и опыта отважится не каждый. Спектакль дает нам эту возможность.

 

Елена КОРОЧКИНА

PS.

Кроме нового формата спектаклей, у Елены Цыплаковой есть еще множество задумок, к примеру, она предложила организовать встречи артистов и режиссеров со зрителями, подобно передаче «Линия жизни», где известные деятели культуры рассказывают интересные истории о себе, ведь жизненный «сценарий» у каждого свой - неповторимый и увлекательный.

Около 20 подмосковных театров получат финансирование в рамках проекта "Культура малой Родины" в 2020 году, сообщила министр культуры Московской области Елена Харламова.