Черноголовка. Новости

Яндекс.Погода

суббота, 21 апреля

пасмурно+12 °C

Онлайн трансляция

Созидание через творчество. В Черноголовке прошёл «Гиндин-фестиваль»

14 дек. 2017 г., 12:56

Просмотры: 322


Если бы такого фестиваля в Черноголовке не было, его стоило бы придумать. Такой мощный всплеск эмоций, ассоциаций, мыслей мог возникнуть только на перекрестке двух сфер! К идее «Гиндин-фестиваля», который объединил музыкальное и научно-просветительское направления, Дом ученых шел несколько лет, а родился он буквально за несколько месяцев.

масштаб личности
Необходима была творческая личность, масштаб которой в равной степени привлекал бы людей творческих и людей науки. Помог счастливый случай – встреча с Александром Гиндиным в 2013 г.,  не только выдающимся музыкантом, но и редким человеком.
Успешный опыт проведения в Черноголовке за эти годы его сольных концертов, концертов ансамбля «Эрмитаж», камерного оркестра «Инструментальная капелла», особое, теплое отношение публики -  логично привели к мысли сделать фестиваль (маэстро является художественным руководителем международного Шведского Королевского Фестиваля «Royal Swedish Festival», арт-директором фестиваля «Приношение Кнушевицкому» в России, участником около 20 международных музыкальных фестивалей).  Конечно, этот проект должен был быть необычным. Не просто интересным для любителей музыки - ученых, но полезным! Так, летом 2017 г.
появилась идея в сочетании с музыкальной программой  рассказать о важных современных научных результатах в области химии-физики-биологии,  работе черноголовских МИПов (малых инновационных предприятий), а также о том, как сегодня  поддерживаются инновации Правительством Московской области и России. Здесь большую поддержку в подборе участников  оказал Институт проблем химической физики и лично директор ИПХФ РАН, член Президиума РАН  академик С.М. Алдошин, а также представители образовательно-нетворкингового проекта ОАО «РВК»  «Коммуникационная лаборатория», занимающегося  развитием инфраструктуры внешних коммуникаций в российской науке и образовании.

Александр Гиндин, пианист:
- Мы составляли программы так, чтобы познакомить слушателей с музыкой, которая находится на стыке стилей и времен, исполнить забытые или неизвестные произведения в России, а давно знакомые вещи открыть с новой стороны.

Наука и музыка
Наука и музыка предполагают творчество, новаторство и созидание. Исполнитель, возродивший в транскрипции забытое произведение, посвятивший себя поиску новых приемов звукоизвлечения, экспериментирующий с техническими возможностями инструмента -  по сути, тот же учёный, напряжённо ищущий доказательство своей гипотезы, или инженер, предлагающий смелое техническое решение. Наука призывает к действию, музыка  - вдохновляет и напоминает о необходимости гуманности действия.
Александр Гиндин пригласил к участию в музыкальной части проекта выдающихся исполнителей, одних из лучших в своем поколении: Екатерину Мечетину (фортепиано), Аркадия  Шилклопера (духовые), Никиту Борисоглебского (скрипка), Игоря Федорова (кларнет), Бориса Андрианова (виолончель), Игоря Подоплелова (баритон), Калужский молодежный симфонический оркестр им. С.Т. Рихтера. При этом сам в четырех концертах выступил в разных ипостасях – как солист, дирижер, концертмейстер, ансамблист. Но главным содержательным достижением фестиваля стала программа, которая открыла такие сокровища русской и мировой музыкальной культуры (чего стоят только «Гоголь-сюита»
А. Шнитке из музыки к спектаклю Театра на Таганке «Ревизская сказка» в транскрипции В. Боровикова, прощание Вотана с Брунгильдой и заклинание огня из оперы «Валькирия» Р. Вагнера в переложении М. Регера, «Блестящая» - почти шубертовская -  увертюра мастера этюдов К. Черни или  матросский танец «Эх, яблочко» из балета «Красный мак» Р. Глиэра в модерновой транскрипции для двух фортепиано Л. Герхарта), что заставила и знатоков почувствовать себя первооткрывателями!
И если программа  Аркадия Шилклопера Symphonic Tribute to «YES» стала экспериментом в  чистом виде – «арт-рок»  70-80-х годов в ярком авторском переложении для симфонического оркестра, то  программа из романсов на стихи Пушкина, составленная Гиндиным совместно с молодым талантливым певцом Игорем Подоплеловым, стала классическим глубоким и подробным исследованием  русской вокальной музыки от конца  ХVIII до последних десятилетий ХХ века, показавшим, как исторически развивался отечественный музыкальный язык, его выразительные средства, интонации, гармонии.
Научным методом познания – по сути,  двойным сравнением – явилась и программа завершающего камерного концерта «Гиндин-феста». С одной стороны: Дебюсси, Равель-Стравинский, Лурье… Произведения, написанные с разницей в 1-2 года (с 1915 по 1920 гг.), ярко демонстрирующие взаимодействие русской и французской школ, сочетание неоклассицизма и новой «свободной» музыки – «не ограниченная тонами и полутонами, а пользующаяся четвертями, осьмыми и еще меньшими долями тонов». С другой: они же и Танеев «Канцона для кларнета и фортепиано» и Рахманинов «Две
пьесы для скрипки и фортепиано», осязаемый драматизм слома классической ладотональности и слом общественного, духовного строя. Фантастическое музыкальное действо!
Сравнимое восхищение, пожалуй, довелось испытать, при виде схемы обменных молекулярных процессов в клетке (научная программа фестиваля оказалась не менее увлекательной!). Бесконечное множество реакций, которые происходят ежесекундно, подчиняясь какому-то высшему, пока далекому от понимания порядку… Биоинформатик Артур Залевский рассказал о том, какие исследования сейчас ведутся в  Лаборатории эволюционной геномики факультета биоинженерии и биоинформатики МГУ им. М.В. Ломоносова, чем вообще занимается относительно новая наука - биоинформатика. В составе Группы вычислительной структурной биологии наши ученые изучают структуру и динамики биологических молекул: от небольших ДНК до крупных межмолекулярных комплексов (оказывается, только совсем недавно, в 2001 г., удалось частично прочитать  ДНК, и идентифицировать 20—25 тыс. генов в человеческом геноме, в рамках крупнейшего международного научно-исследовательского проекта «Человеческий Геном», который начался в 1990 в США). Используя разнообразные методы физического моделирования биомолекул и суперкомпьютеры МГУ, молодые исследователи стремятся не только понять принципы работы этих объектов, но и применить это знание для создания новых молекул и биологических устройств, имеющих медицинское или инженерное значение. Например, для обезвреживания на молекулярном уровне ядовитых газов в военных целях или создания искусственных антител, разрушающих  раковые клетки или ВИЧ. Около 5 лет назад, например, биологи открыли, что вирус ВИЧ использует  один из наших же белков, чтобы «встроиться»  и «узнать» ДНК в клетке.  

поддержка инноваций
Интереснейшей в плане новых  возможностей для Черноголовки стала встреча с Иваном Михайловичем Бортником,  именем которого неофициально, но фактически  назван государственный Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, образованный  в 1994 г. Правительством РФ. Именно этот фонд в большей степени содействовал становлению малого научного предпринимательства в России и за 23 года сумел сохранить авторитет как реально работающая структура в области коммерциализации научных разработок. Только в Черноголовке  более десятка компаний при  институтах получили гранты фонда (и на встрече представители малых инновационных предприятии при ФГУП ЭЗАН и ИПХФ РАН продемонстрировали  свои  продукты, разработанные при поддержке Фонда Бортника: ростовые сапфировые пластины (Ивану Михайловичу была подарена  сапфировая визитная карточка, которой нет даже у английской  королевы!) и гель-композит для лечения ран).  Но гость начал беседу не с рассказов о заслугах, а с вопроса: есть ли в Черноголовке… детские кружки. Сейчас фонд активно  занимается вовлечением молодежи в инновационную деятельность, и то, что дети Черноголовки, в которой есть замечательный активный Центр дополнительного образования «Малая академия наук Импульс», еще не покорили «Сириус» в Сочи и не получили поддержку Фонда «Талант и успех» и других –  наше упущение. Наукограду  нужен Центр молодежного инновационного творчества (ЦМИТ), который объединил бы заинтересованных детей и ученых в работе над реальными проектами.
 О новых возможностях поддержки инноваций – с международным  гибким участием (инвестиции или содействие продвижению на мировые рынки благодаря ресурсам «Внешэкономбанка»)  говорила в своем выступлении  и управляющий директор ООО «ВЭБ Инновации»    Светлана Резник.
Фестиваль получился именно таким, каким и был задуман! Необычным, ярким и значимым для Черноголовки. Он объединил талантливых людей  и не менее талантливую публику. И его удивительная  атмосфера содружества, в глобальном смысле совместного созидательного ПОЗНАНИЯ человека, его возможностей в искусстве и  в науке -  бесценна!  «Гиндин-фестиваль»  сделал нас чуть лучше. Чуть более образованными, глубокими, чуть более человечными...
Спасибо маэстро и всем участникам за вложенные силы, энергию, сердце!

Елена ПЫЛАЕВА,
фото предоставлено Домом учёных