Черноголовка. Новости

Возьми газету бесплатно

Яндекс.Погода

воскресенье, 31 мая

небольшой дождь+11 °C

Кадры надо выращивать в Черноголовке. О концепции образования «Школа – колледж – академический институт – вуз»

10 янв. 2020 г., 13:19

Просмотры: 295


Как восстановить утраченное взаимодействие академических институтов и школ в образовательной деятельности Черноголовки? Как увлечь ребят наукой и повлиять на выбор их будущей профессии? Не так давно эти актуальные для нашего города вопросы обсуждались в 82-й школе на расширенном заседании, в котором участвовали представители администрации округа и академические институты («Черноголовская газета», № 43 от 24.10.2019). К сожалению, практика последних лет показывает, что большинство старшеклассников не прельщает карьера ученого....

В наукограде Черноголовка есть все условия для сохранения и приумножения интеллектуального потенциала - и большое количество академических институтов, и огромная доля научных сотрудников среди жителей города. В этих условиях многие ребята могли бы стать продолжателями семейных традиций. Однако черноголовские дети не стремятся идти по стопам своих родителей.

Как было раньше

Школьное образование в Черноголовке начиналось в 1962 году. Именно тогда по школе № 82 был подписан приказ об организации «средней общеобразовательной трудовой политехнической с производственным обучением школы». По замыслу директора Филиала института химической физике Ф. И. Дубовицкого она мыслилась как резерв ИХФ: Именно в расчете на выпускников в школе было организовано профессиональное обучение начиная с 9 класса. Были разработаны программы и назначены преподаватели из числа научных сотрудников и инженеров ИХФ. В этот интересный период одновременно с окончанием школы можно было получить и профессию. Так, создавались классы МГУ с углубленным обучением по базовым предметам: математике, физике, химии и биологии. Однако они работали совсем в других условиях, чем сейчас: школам разрешалось самостоятельно формировать учебные планы.

Что есть сейчас

Ситуация в Черноголовке изменилась после 2007 - 2008 годов: исчезли специализированные классы, многие замечательные учителя и научные сотрудники, работавшие по совместительству, вынуждены были уйти из школы.
В стране началось очередное реформирование образования - без учета всех возможных последствий. Был введен Единый государственный экзамен с обязательной сдачей двух предметов - по математике и по русскому языку. Это привело к тому, что основной целью обучения в школе стало «натаскивание» на сдачу ЕГЭ. При этом уровень подготовки учеников по базовым дисциплинам (математика, физика, химия) резко снизился.

Концепция «Школа – колледж – академический институт – вуз» создаст мотивацию
к  результативным занятиям

Сейчас увеличение количества часов на урочную и внеурочную деятельность ограничено рамками СанПиН: для старшеклассников максимальная нагрузка в неделю составляет не более 34 академических часа (при пятидневке) и 37 часов — при шестидневке. Минобрнаука требует от учителей выполнять образовательные стандарты по всем предметам и сдавать выпускной ЕГЭ. Реформа с внедрением нового образовательного стандарта в школах уже пошла, в том числе и в нашем городе. Итог - школы Черноголовки перестали быть кадровым резервом наших академических институтов.

Что должно быть

Возникает традиционный вопрос: как практически решить проблему сохранения и приумножения интеллектуального потенциала Черноголовки?
Обучение современным наукоемким химическим технологиям требует сегодня новых идей и подходов. Немаловажную роль в стимулировании исследований в направлении новых химических технологий должна сыграть подготовка и обучение молодых кадров. Эта область науки важна не только для новой техники и материаловедения, но и для развития общества. К таким технологиям, например, относятся технологическое горение, родившееся в ИПХФ, и самораспространяющийся высокотемпературный синтез, родившийся в ИСМАН. В связи с этим возникает необходимость подготовки кадров для научных и технологических исследований, а также для производства.
В настоящее время в области новых химических технологий работают, как правило, специалисты из разных смежных направлений - химической физики, материаловедения, порошковой металлургии, аналитической химии и др. Однако в связи с накоплением новых научных данных, достижений практики, спецификой новых научно-технологических направлений в этой области требуется специальное образование.
На сегодняшний день у нас в стране заметно увеличилась число колледжей и техникумов. По данным минпросвещения РФ и минобразования МО, в последние годы установился паритет: половина школьников уходит в колледжи и техникумы после 9 класса, остальные (даже чуть меньше половины) доучиваются в старшей школе, сдают ЕГЭ и поступают в вузы. В Черноголовке процесс ухода школьников в колледжи Москвы и области уже начался, и это несмотря на большие финансовые расходы в семьях. Большой плюс современного специального образования очевиден - ученик получает профессию. И, как правило, востребованную профессию, с высоким спросом на рынке труда. Это дает большое преимущество учащимся в колледжах перед выпускниками вузов, которым в настоящее время очень непросто найти работу по специальности.
Кстати, за рубежом передовые институты успешно сочетают статус научного и учебного заведения. Возможен ли такой подход для наших академических институтов? Рискнем ответить положительно, даже в наших новых образовательных реалиях. Может ли это привести к успеху? Приведем такой пример. Академик Я. Б. Зельдович, трижды Герой Социалистического Труда, не имел высшего образования. После окончания школы он стал работать лаборантом в Институте химической физики АН СССР. Это дало ему возможность общаться с учеными, посещать семинары, расширять свой кругозор, развивать свое мышление. ВАК выдал ему специальное разрешение, чтобы он в отсутствие диплома о высшем образовании мог защитить кандидатскую и докторскую диссертации. Вот что писал Яков Борисович в 1984 году: «Благословенны времена, когда ВАК давал разрешение на защиту лицам, не имеющим высшего образования!»
Мы подходим к выводу о том, что сегодня надо внимательно рассмотреть вопрос об организации колледжа в Черноголовке. Цель - получение ребятами практических навыков в научных исследованиях, умение выполнять лабораторные и практические работы в области новых химических технологий.
Академические институты могли бы содействовать организации колледжа в Черноголовке: на первое время предоставить ему в аренду свои помещения и обеспечить их современными научными лабораториями для проведения учебного процесса на высоком уровне, в том числе - для лабораторных работ. Чтобы подготовить квалифицированных специалистов для новых химических технологий и материаловедения, возможна реализация концепции непрерывного образования «Школа – колледж – академический институт – вуз». Такая система взаимодействия не только позволит получить достойное образование, сократить затраты и сроки обучения, но и в дальнейшем поможет найти работу по приобретенной специальности, создаст мотивацию к системным и результативным занятиям исследовательской деятельностью. И такого рода прецедент уже есть: в наукограде Королев Московской области создан Технологический университет, на базе которого работает колледж космического машиностроения и технологий. И Черноголовка способна сделать свой образовательный прорыв!

КСТАТИ
Минобразования МО реализует проект в сфере дополнительного образования «Наука в Подмосковье», возраст участников - от 5 до 18 лет.

Александр СТОЛИН,
Елена АРТИМИЧ,

фото: А. Мушенок (архив «ЧГ»)