Черноголовка. Новости

Яндекс.Погода

воскресенье, 25 февраля

пасмурно-14 °C

Онлайн трансляция

Науке развиваться, наукограду – жить! Публичные слушания прошли в Общественной палате РФ

20 дек. 2017 г., 15:22

Просмотры: 470


В Общественной палате Российской Федерации 8 декабря прошли публичные слушания на тему «Законодательное и экспертное обеспечение научно-технологического развития Российской Федерации». В заседании приняли участие представители федеральных органов государственной власти, руководители ведущих предприятий, научных и общественных организаций. В их числе председатель Комиссии Госдумы по правовому обеспечению развития организаций ОПК Владимир Гутенев, вице-президент РАН Валентин Сергиенко, председатель комиссии Общественной палаты РАН Борис Алешин, первый заместитель председателя Думского комитета по образованию и науке Геннадий Онищенко и другие. На встрече присутствовал председатель Общественной палаты Черноголовки Валерий Карахтанов. Куратором мероприятия была Ассоциация «Лига содействия оборонным предприятиям».

Наука - дело государственное
На слушаниях обсудили главные проблемы законодательного регулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности в нашей стране. Напомним, что 1 декабря 2016 года Президент России Владимир Путин утвердил Стратегию научно-технологического развития, реализация которой предполагает активное совершенствование нормативно-правового регулирования данной сферы. К ряду общесистемных мероприятий по выполнению стратегии относится принятие законопроекта «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации». Как предполагает его разработчик (Минобрнауки России), проект призван регулировать полный инновационный цикл - от получения новых знаний до производства наукоемкой продукции. Однако, по мнению многих экспертов, он не снимает существующие межотраслевые противоречия и не создает реальные механизмы участия науки в развитии национальной экономики.
Поэтому участники форума вынесли на рассмотрение вопрос внесения изменений в проект базового федерального закона. Ими были разработаны основные направления его совершенствования, а также рассмотрены такие вопросы, как основные проблемы научно-технологического развития России.
При этом в качестве примера были приведены развитые страны, в которых уже сформирована современная система управления с акцентом на формирование опережающего научно-технического задела. В США этим начали заниматься в 1980-е годы в рамках программы СОИ (Стратегическая оборонная инициатива), в европейских странах основная законодательная база, в том числе для совместных общеевропейских исследований, создана в 90-е годы. Япония завершила реформирование системы управления наукой и технологиями в начале 2000-х годов.
Выступая перед слушателями, генеральный директор ФГБУ «Национальный исследовательский центр «Институт имени Н.Е. Жуковского» Андрей Дутов отметил, что для эффективного развития науки и технологий в первую очередь должны быть решены проблемы управления:
- Любой процесс выстраивания науки – фундаментальной или прикладной – нужен для того, чтобы в государстве было высокотехнологичное производство, росла прибыль и были рабочие места. Наука – дело государственное. Это, прежде всего, конкурентоспособность государства как территории. Ведь, по сути, у нашей промышленности не так много конкурентных преимуществ. Именно поэтому наука стоит на первом месте. И чем динамичнее развивается наука, тем больше возможностей получать технологии, на основе которых будет развиваться промышленность. Тандем фундаментальной и прикладной науки – отправная точка создания системы управления промышленностью. Фундаментальная наука – это базовые знания, которые могут появиться как завтра, так и через 10 лет. Это основа основ, и она должна финансироваться государством в полном объеме по тем направлениям, которые определяют ведущие ученые страны. Прикладные исследования – иное. Ученый должен к конкретному сроку создать ту или иную технологию. Поэтому все должно прогнозироваться и контролироваться, чтобы в нужный момент у промышленности были готовые к внедрению технологии. Поэтому хотелось бы, чтобы этапы создания и развития технологий были четко прописаны в законе о науке.

Выход найден
Результатом работы общественных слушаний, стала Резолюция о внесении изменений в нынешний законопроект. Далее с учетом замечаний и дополнений к нынешнему проекту закона о науке, учтённых в резолюции, отправят документ в Администрацию Президента Российской Федерации,
в Правительство РФ, в Госдуму РФ.
Своими впечатлениями о мероприятии поделился председатель Общественной палаты Черноголовки Валерий Карахтанов:
- Несмотря на то, что среди собравшихся в основном были технари-прикладники, они очень много говорили о фундаментальной науке. С очень ярким докладом на встрече выступил член Общественной палаты РФ Иосиф Дискин, который отметил, что существует некая ловушка для стран среднего уровня развития, в которой мы сидим давно. И, просидев в ней еще года три, мы из нее не выйдем. Иосиф Дискин считает, что из нее только уход вниз. Единственная страна, которой удалось вырваться вверх – Южная Корея. Поэтому важно понимать, что наука – это тот локомотив, который вытащит всю экономику. Проект закона, предложенный Минобрнаукой,  критиковался собравшимися нещадно, было видно, что писался он людьми, не знающими предмета. Очень хорошо, что в РАН есть люди, которые взялись его проанализировать и что-то предложить. В частности, говорилось, что нельзя в «одной посуде» мешать фундаментальную, прикладную науки и инновации. У меня сложилось впечатление, что сверху подул ветер и подул в нужную сторону. Возможно, сейчас наши проблемы, которые мы пытаемся решить на местном уровне, найдут решение на федеральном. Что касается Черноголовки, то есть надежда, что государство будет поддерживать город.

Андрей ДУТОВ, генеральный директор ФГБУ «Национальный исследовательский центр «Институт  имени Н.Е. Жуковского»:
 – Без подтверждения

работоспособности технологию не возьмут в производство. Например, сделали новый аппарат. Если наука подтвердила, что он работает, соответствует заложенным характеристикам, то дальше можно идти и развивать этот вид техники. И это инструмент контроля исследований и ОКР со стороны государства. Другого механизма у чиновников нет. Нет его и у частного бизнеса. Даже если кто-то привлек кредит, то ему все равно нужна техническая экспертиза, валидация. Поэтому содержание экспериментальной базы должно проходить отдельной строчкой в бюджете, так как это функция
государства.


По словам моего собеседника, на слушаниях много говорилось о законе о наукоградах - по мнению участников форума, он спас научные городки от разрушения.
Так что ,у нас с вами есть надежда, что Черноголовка не лишится статуса наукограда, о чем уже поползли слухи. Валерий Карахтанов уверен, чтобы такого не произошло, необходимо заниматься этим вопросом – писать концепции и стратегии развития, поддерживать наукоемкие производства. В любом случае, считает мой собеседник, наличие в городе фундаментальной науки, уже достаточный признак того, что это – наукоград.

Елена КОРОЧКИНА