Черноголовка. Новости

Яндекс.Погода

вторник, 19 июня

ясно+14 °C

Онлайн трансляция

Сохраняя лидерство. ИПХФ РАН получил высшую категорию по итогам оценки результативности деятельности научных организаций ФАНО России

15 февр. 2018 г., 11:17

Просмотры: 422

В конце 2017 г. по итогам внеочередной оценки результативности деятельности научных организаций, подведомственных ФАНО России, Институту проблем химической физики РАН была присвоена 1-я категория (организация – лидер) по профилю «Генерация знаний» направления «Физическая химия, химическая физика, полимеры».

О том, в каких областях сегодня ведутся перспективные фундаментальные исследования, позволившие  коллективу  получить столь высокую оценку комиссии  независимых экспертов, рассказал директор ИПХФ РАН, член Президиума РАН, академик Сергей Михайлович Алдошин.

Фотолюминесценция –
открытие новых фундаментальных законов

В Лаборатории фотоники наноразмерных структур Отдела нанофотоники группой в составе Владимира Федоровича Разумова, Сергея Александровича Товстуна, Сергея Борисовича Бричкина, Максима Геннадьевича Спирина, Елены Геннадьевны Мартьяновой установлен новый универсальный закон фотолюминесценции, применимый к любому типу люминофоров. В соответствии с этим законом для любого люминесцирующего тела всегда существует универсальное соотношение между спектром люминесценции и спектром возбуждения люминесценции, и именно отношение этих спектров является универсальной функцией, определяемой спектром излучения абсолютно черного тела. Закон теоретически обоснован и экспериментально проверен на примере коллоидных квантовых точек.

Андрей ВОРОБЬЕВ,
губернатор Московской области:

- Необходимо сделать труд людей науки максимально комфортным. В подмосковных наукоградах находятся предприятия, где производится стратегически важная продукция для нашей страны. На них работают и молодые, и опытные специалисты. И нам нужен план, который позволит наукоградам расцвести.

Природа магнетизма
При проведении фундаментальных исследований ИПХФ РАН поддерживает и устанавливает новые международные связи. Так совместно с Израильским университетом и университетом Валенсии (Испания) выполнена работа в области мономолекулярных магнитов и молекулярных переключателей. Группой ученых в составе Андрея Владимировича Палия, Сергея Михайловича Алдошина, Бориса Самойловича Цукерблата, Хуан-Модесто Клементе-Хуана разработаны теоретические модели переключаемых молекулярных магнитных систем на основе кластеров смешанной валентности. Проведенный анализ показал, что при определенных условиях возможен эффективный контроль магнитных свойств и квантовой запутанности с помощью электрического поля. Это открывает перспективы создания молекулярных спиновых устройств на основе таких систем.

Полномасштабные квантовые компьютеры
Один из суперактуальных сегодня вопросов – создание многокубитных  квантовых компьютеров. Повышение эффективности этих сложных систем зависит не только от количества кубитов (квантовых битов), но и когерентности – способности кубитов находиться в состоянии суперпозиции (когда совместное действие двух состояний дает два результата). Этой способностью определяется время, в течение которого машина может работать: чем дольше время когерентности, тем больше вычислений компьютер способен провести. Проблема состоит в том, что с увеличением размера квантового регистра возрастает скорость декогеренции. Были опасения, что с ростом числа кубитов время декогеренции может стать слишком малым, чтобы успеть выполнить необходимые квантовые операции.  В Лаборатории спиновой динамики и спинового компьютинга под руководством Эдуарда Беньяминовича Фельдмана проведены исследования спиновых кластеров в многоквантовых экспериментах, в результате которых было показано, что, действительно, с увеличением размера спинового кластера время декогеренции уменьшается, однако остается значимой величиной и в какой-то момент перестает зависеть от числа коррелированных спинов. Этот результат является принципиально важным, он показывает, что работа по созданию мощных квантовых компьютеров перспективна, и ее необходимо продолжать!

установлен
 новый универсальный закон фотолюми-
несценции, применимый к любому типу люминофоров

Эффективная энергия
В Химико-технологическом отделе (Валерий Иванович Савченко, Игорь Владимирович Седов и др.) продолжаются работы  по совершенствованию технологии получения синтетических основ олигомерных масел. В частности, в 2017 г. получены олигомеры с улучшенными коэффициентами вязкости. Подобные олигомеры позволяют получать масла, которые могут работать при температурах ниже  40 С, что сегодня приобретает особое значение в связи работами в Арктике.
В Лаборатории  горения в высокоскоростных потоках Отдела горения и взрыва успешно развивается новое направление под руководством Леонид Самойлович Яновского по исследованию прямоточных воздушно-реактивных  двигателей, которое связано с созданием новых скоростных летательных систем с гиперзвуковыми скоростями. Конечно, мы опираемся на базу, которая имеется в Центральном институте авиационного моторостроения (ЦИАМ), но при этом создаем и свои испытательные установки. Так, большим авторским коллективом (А.В. Байков, П.А. Коломенцев, А.А. Кулагин, И.В. Пучковский, А.В. Размыслов, В.В. Разносчиков, М.С. Шаров, А.В. Шиховцев, Л.С. Яновский) был  создан специальный  стенд, который позволяет исследовать процессы горения твердых топлив в высокоскоростных воздушных потоках. Проблема состоит в том, что на высоте полета около 30 км воздуха уже не хватает для охлаждения таких систем, и нашим Институтом было предложено необычное решение – использовать для охлаждения само горючее (с применением принципов сверхадиабатического горения,  пиролиза, газификации).

На далеких планетах
В Отделе экстремального состояния вещества продолжаются работы по изучению процессов, которые происходят в атмосфере удаленных планет (коллектив В.Я. Терновой, Д.Н. Николаев, А.В. Шутов, А.В. Острик). Были смоделированы и экспериментально определены условия перехода атмосферы горячего Юпитера (экзопланета KOI-889 b) в высокопроводящее состояние. В результате выполненных экспериментов было показано, что проводимость атмосферы определяется свойствами водорода в зависимости от его парциальной плотности при слабой зависимости от температуры. Тем самым были экспериментально подтверждены явления,  которые раньше только теоретически  предполагались в атмосфере удаленных планет.

Один из суперактуальных сегодня вопросов –
создание многокубитных  квантовых компьютеров.

Новые материалы и медицина
Очень интересные результаты получены группой Л. И. Лешанская, И. В. Климович, Д. Д. Дашицыренова, Л. А. Фролова, С. В. Костюк, К.А. Лысенко, П. А. Трошин (Лаборатория функциональных материалов для электроники и медицины ИПХФ РАН совместно с ИНЭОС РАН, МГНЦ РАМН). Разработан новый функциональный материал - дибензоиндиго, демонстрирующий высокие подвижности носителей зарядов, сопоставимые с характеристиками лучших органических полупроводниковых материалов, известных на сегодняшний день. Транзисторы на основе дибензоиндиго стабильно работают на свету и на воздухе без изменения своих характеристик более года. Продемонстрирована высокая биосовместимость дибензоиндиго. Этот материал открывает широкие возможности для дальнейшей разработки биосовместимых функциональных наноматериалов для нового поколения молекулярной биоэлектроники. Системы на основе дибензоиндиго могут внедряться в живой организм, служить основой для создания умной кожи, внедрения умных датчиков и т.д. Не случайно эта работа была сразу же принята редакций высокорейтингового журнала Advanced Optical Materials и заявлена на
обложке.

1-я категория
 была присвоена
Институту проблем
химической физики РАН по профилю
«Генерация знаний»

Это лишь часть тех научных результатов, которые были получены в Институте проблем химической физики за последнее время. К сожалению, объем газетной  статьи не позволяет рассказать обо всех работах, заслуживающих внимания. В ИПХФ РАН ведутся  интереснейшие глубокие фундаментальные исследования строения вещества, процессов химической физики и физической химии. Наука здесь жива! И очень важно, чтобы это понимали и ценили и в обществе, и в органах власти.

Елена ПЫЛАЕВА