Карта стоек

Черноголовка. Новости

Яндекс.Погода

вторник, 12 ноября

пасмурно+4 °C

Онлайн трансляция

82-я - школа возможностей. Новые образовательные программы расширят потенциал учащихся

30 окт. 2019 г., 11:56

Просмотры: 92


В жизни школы № 82 в начале нового учебного года произошли серьезные изменения. На должность директора общеобразовательного учреждения вступил Александр Пименов. Имея большой опыт работы в педагогической сфере, он с первых дней руководящей должности погрузился в «школьные хлопоты»: встречи с учителями, учениками и их родителями, с научной общественностью города, проведение на базе школы различных заседаний с участием прогрессивных научных и общественных деятелей и многое другое. Своими мыслями по результатам мероприятий да и просто о школьном дне Александр Юрьевич делится в личном блоге, который стал популярным у черноголовцев.

 Своими мыслями Александр Юрьевич делится в личном блоге, который стал популярным у черноголовцев

Школа должна быть доброй, интересной, умной. На этом я и раньше выстраивал свою работу. И сейчас пришел к этому. В целом есть субъектно-объектные отношения и субъектно-субъектные отношения: Учитель сверху на ученика как на объект смотрит или это равноправие, доброжелательность, открытость, учет интересов ребенка. Я не думаю, что произошел перелом в целом по стране, подвижки какие-то есть, но в большинстве пока превалируют субъектно-объектные отношения. Надеюсь изменить эту ситуацию.

- Александр Юрьевич, прошло два месяца после назначения Вас директором. Чувствуете себя частью коллектива?
- Конечно. Я с первого дня вливаюсь в коллектив, вникаю в проблемы. Мне важно, чтобы люди чувствовали, что пришел новый человек, что какие-то движения происходят. Мы здесь договорились, что никаких революционных на данный момент изменений не может быть, потому что мы должны присмотреться, понимать друг друга, чувствовать. Рано еще делать какие-то выводы.
- Как проходит знакомство?
- В начальной школе я беседовал с каждым педагогом индивидуально. Говорили о том, какие цели и задачи перед собой ставит учитель, какие хочет поставить, какая у него «фишка» есть. Из таких индивидуальных бесед «выплывают» даже некоторые сюжеты из жизни всей школы. Надеюсь, что получится такие беседы провести и со всеми другими педагогами.
- Что дают такие беседы?
 - Школа – это такой современный механизм, когда педагогам нет времени даже поговорить друг с другом. С некоторых пор я для себя сделал вывод: надо находить время, чтобы разговаривать, глядя глаза в глаза. Не обошлось без формальности - я раздал сотрудникам лист самооценки. Бумага помогает при беседе настроить себя на волну некой самооценки, дает возможность оттолкнуться от чего-то в личном разговоре. Учитель пишет: я хочу саморазвиваться. В чем? Или «я творческий учитель». В чем заключается творчество, как его развивать? Это надо обсудить. Так появляются хорошие идеи для дальнейшей работы.
В процессе бесед некоторые учителя поднимали вопросы о том, какую работу вела школа в 80-90 годы, приходили ко мне с наработками, которые актуальны и сейчас. Они представляли дидактику, основанную на тех принципах, на которых и я работал. Разговор получается на одной волне. К сожалению, сейчас многие наработки «пылятся». Но идеи есть! И есть дидактический материал, который можно заложить под образовательную программу.
- Ваше впечатление о школе?
- Несмотря на то что прошли два месяца, мне сложно делать однозначные выводы. Скажем, на сегодня она типичная для средней российской школы: есть сильные учителя, есть другого плана. Школа не в конце школ Московского региона, но это и не тот уровень, который был в прежние времена. Но все равно в школе есть своя специфика, накопленный опыт, славное прошлое. На это можно опираться в работе. И родители на собраниях в разговоре вспоминают прошлые достижения школы, когда в ней ученые работали, велась мощная подготовка к олимпиадам, а теперь это потеряно по разным причинам. Утрачено то, за счет чего школа лидировала раньше… Думаю, школе нужна перезагрузка.
- Как будете выводить школу в лидеры?
- На мой взгляд, школа наукограда должна быть умной, интересной. В этом ключе и обдумываем, что можно сделать. Сейчас идет накопление материала, мыслей, идей, что делать дальше. Это первый этап, когда коллектив попытается определить свое будущее. Мы поднимем то, что было наработано, от чего можно оттолкнуться. Как говорится: сохраняя традиции, внедряем инновации. Во-вторых, мы проанализируем, как школа выглядит сейчас в системе различных данных. И в третьих, совсем скоро я предложу свой образ видения школы. Мы будем приглашать на педсовет и членов администрации г. о., и людей из бизнеса, которые могут помочь школе в той концепции развития, которую мы хотим предложить, дадут возможность достичь результатов по развитию образования в Черноголовке.
Мне кажется, нужна некая концепция образования не только в нашей школе, но и на уровне города, мы - лишь часть образовательной политики. Сейчас институты пока не включены в этот процесс. Репетиторы отстраненно работают. В классах почти 100 % детей занимаются с репетиторами, так, может быть, есть смысл сюда привлечь их сильный потенциал. Это сюжет интеграции всех возможностей, что есть в Черноголовке и не только здесь. И еще один важный момент – вывести школу в лидеры невозможно одному человеку (какими бы он ни обладал личностными качествами, знаниями и профессиональными компетенциями), невозможно и даже отдельно взятому педагогическому коллективу, так это должно быть задачей не только школы, но и города. И в этом плане заинтересованность администрации города ощущается.
- Вы провели серию мероприятий в этом направлении.
- Я приглашаю многих интересных людей, которые могут показать, что происходит в других школах, какой прорыв. Нам нужно понять, что освоить для того, чтобы школа была современной, интересной, чтобы уроки не были скучными, чтобы результат от урока был большой. Самое главное в реформах, какие бы они ни происходили, это – изменился ли урок и изменились ли взаимоотношения в школе между учителем и учеником. Как правило, все эти реформы, которые у нас идут, не затронули реально урок. Парты как стояли, так и стоят, основное действующее лицо – говорящая голова, учитель. Кардинально мы эту позицию не сдвинули. Это первое. Второе – когда глава Черноголовки ставил задачи вернуть школе лидерские позиции, я задался вопросом – лидерские в чем? Говорилось об олимпиадах, ЕГЭ. Для меня показатели ЕГЭ не первостепенны, хотя от этого никуда не уйти. Главное, чтобы дети хотели учиться, чтоб им было интересно. Но школа-то изменилась – об этом и родители, и учителя говорят. Изменился контингент в городе и в школе: образовался довольно большой пласт слабо мотивированных детей, неуспевающих. И с этим надо тоже что-то делать.
- С коллегами как будете строить отношения?
- На доверии, доброжелательности, открытости. От директора флюиды должны разойтись дальше. Крик и оскорбления в нашей школе не уместны. Нужно строить диалоги сотрудничества. Есть такое понятие «бирюзовая организация», где очень важны горизонтальные связи. Но существует некая красная линия: нарушили корпоративную этику, кричите на ребенка – здесь я не буду добрым, напротив, достаточно жестким.
- Что ждете от родителей учеников?
- В основном родители не чувствуют себя субъектами образования, не верят, что могут влиять на процесс. Однако на нас и меценаты могут косо посмотреть, если увидят, что родительская общественность пассивна. Нужны родители, которые могут что-то изменить, на что-то повлиять.
- У вас богатый опыт руководителя. Каким, на ваш взгляд, должен быть директор?
- Есть две позиции: директор-менеджер или директор-учитель учителей, то есть директор-хозяйственник или педагог. Хорошо Макаренко это все совмещал, хотя больше он все-таки был педагогом. Я в большей степени учитель учителей, тот директор, который постоянно стремится развиваться, искать. От директора очень многое зависит. Я возглавляю содружество школ личностно ориентированного образования. Приходишь в школу к тем директорам, которые входят в содружество, – там царит равноправие, уважение, директор позитивный. Атмосфера в школе важна. Классный руководитель, учитель тоже лидер, он ведет за собой детей, он, как и директор, управленец, управляет образовательным процессом.
- Собираетесь что-то менять из привычных «атрибутов» школьной жизни?
- Хотел бы пересмотреть суть родительских собраний, их принцип существования. Привычные родительские собрания уходят в прошлое, так как не всегда эффективны. Есть такая технология – развивающие беседы: когда родительское собрание заменяет выстроенная по особым технологиям беседа между учителем и ребенком, учителем и родителями. Заполняются определенные анкеты, учитель, изучив их, выходит на приоритетные задачи. Моя статья по опыту проведения таких бесед опубликована в «Учительской газете».
- Вы пытаетесь возобновить сотрудничество с научными институтами, уверенно движетесь в этом направлении. Что ждете от этого?
- Есть желание - сделать из СОШ № 82 добрую, интересную, умную школу. Чтобы у детей было больше выбора и возможностей. На базе института можно и в лабораториях поработать, в олимпиадах поучаствовать.
Мы сейчас обсуждаем возможности организации профильных классов, выстраиваем определенное виденье.
- Каким должен быть современный учитель, на ваш взгляд?
- Главное, учитель должен относиться к детям уважительно, доброжелательно, уметь выстраивать коммуникацию с детьми, а также он человек гибкий, динамичный, энергичный. Быть драйвером, который формирует у детей навыки 21 века. Лидером, способным увлечь за собой родителей, детей. Он - харизматик, разносторонний, владеет современными технологиями, которые возбуждают у ребенка желание учиться. На уроке у него должно быть интересно!

Светлана КАЛАЧЕВА,
фото: А. Мушенок