Карта стоек

Черноголовка. Новости

Яндекс.Погода

понедельник, 21 октября

пасмурно+14 °C

Онлайн трансляция

«Научная лаборатория» для дошкольников

07 авг. 2019 г., 16:54

Просмотры: 252


«Чем больше ребенок видит, слышит и переживает, чем больше он узнает и усваивает, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность», — писал классик отечественной психологической науки Лев Выготский.

Не пойму – почему!
Несколько лет назад осенним утром, около ворот детского сада я стала свидетелем разговора мальчугана двух с половиной лет и его папы. Собственно, диалога там не получилось, потому что малыш со всем присущим его возрасту возмущением и непониманием смотрел себе под ноги, туда, где еще вчера была лужа с водой, а сегодня при первых заморозках от лужи остались только обломки льда, и, подняв глаза на папу, с таким недоумением произнес: «Я ничего не понимаю! Куда она делась? Почему ее нет?!» - «Что ты потерял?» - спросил его папа. «Где моя лужа?!», - чуть не со слезами в голосе вопрошал ребенок. Папа принялся объяснять сыну, что водичка замерзла и превратилась в лед. Последняя фраза, которую я услышала, звучала так: «Я не видел, как она превратилась.  Я не понимаю -почему?!»
Ребенок — исследователь окружающего мира. Он открывается малышу через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Благодаря этому опыту он познает мир. Он изучает его глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию. Почему же происходит так, что у большинства ребят с возрастом интерес к исследованиям пропадает? Может быть, в этом виноваты мы, взрослые? Нередко на стремление ребенка познакомиться с окружающим миром мы реагируем так: «Отойди немедленно от лужи, ты весь будешь грязный! Вылези из песка, сейчас полные ботинки домой принесешь!» Может быть, мы, взрослые, сами того не подозревая, отбиваем у ребенка естественный интерес к исследованиям? Для того чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, важно вовремя поддержать их стремление исследовать все и вся. Пусть даже при этом пострадает красивая одежда или испачкаются руки. Одежду можно постирать, руки – помыть. А вот исчезнувший интерес к окружающему с годами восстановить практически невозможно.

За пять лет, мы были свидетелями извержения огромного количества вулканов, построили сотню кристаллических решеток льда и не только льда; получили килограмм крахмала, пробежались по неньютоновской жидкости и изучили физико-химические свойства различных веществ.

Маленькие исследователи
В последние годы в дошкольных учреждениях Черноголовки все больше внимания уделяется научно-исследовательской деятельности детей. Не исключение и наш детский сад, где мы стараемся создать все условия для того, чтобы наши маленькие почемучки находили ответы на все свои «что?», «как?», «зачем?» и «почему?». Если ребенок-исследователь найдет поддержку у педагогов и родителей, из него вырастет исследователь-взрослый – умный, наблюдательный, умеющий самостоятельно делать выводы и логически мыслить.
Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности было принято решение организовать детскую «Научную лабораторию». Мы начали тесно сотрудничать с МАН Импульс. Сначала целью нашей работы было развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности. А впоследствии мы выделили еще одну немаловажную задачу - это формирование у дошкольников мотивации к научной деятельности.
В «Научной лаборатории» располагается постоянная экспозиция: стеллаж, где размещены различные коллекции, экспонаты, редкие предметы - камни и минералы; коллекция песка из различных уголков земного шара (собрана при помощи родителей), перья различных птиц, морские раковины и многие другие экспонаты. Есть место для проведения опытов и экспериментов, хранения приборов для экспериментов - лупы, микроскопы, компасы, и др.  Дети в восторге от живого уголка, в котором обитают улитки - ахатины, шпорцевые лягушки, палочники и калифорнийские красные раки. Есть также сад–огород и выставка макетов с животными. Для умеющих читать - стеллаж с книгами, для детей помладше - интерактивная зона для просмотра познавательных роликов.

От игры к науке
В научную лабораторию начинают ходить дети со второй младшей группы. Для них это совсем другой мир, сродни сказке, где происходят чудеса, а главными волшебниками оказываются они сами. В этом возрасте важно сенсорное развитие в ходе знакомства с явлениями и объектами окружающего мира. Дети получают первые знания о предметах, которые их окружают и знакомятся с материалами, из которых сделаны данные предметы.
В процессе экспериментирования словарь детей пополняется за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений. В этом возрасте активно используются строительные игры, позволяющие определить признаки и свойства предметов в сравнении с геометрическими эталонами (круг, прямоугольник, треугольник и т. д.).
В процессе игр-экспери-ментов дети узнают, как меняются свойства веществ и материалов в зависимости от разных внешних воздействий, учатся правильно называть эти свойства и качества. В ходе экспериментирования у детей задействуются все органы чувств, так как дети имеют возможность потрогать, послушать, понюхать и даже попробовать на вкус различные вещества.
В старшем дошкольном возрасте (от 5 до 7 лет) дети уже готовы воспринимать более сложную информацию. Они узнают, как меняются свойства веществ и материалов. Исследуя окружающую действительность, стремятся выйти за пределы непосредственного окружения.
На конкурсе «Воспитатель года» одну из конкурсанток, которая представляла свой опыт работы именно в области экспериментирования спросили: «Что будут делать ваши дети, когда уйдут из детского сада? Вы не боитесь, что им станет скучно учиться в школе, ведь там, вряд ли, есть лаборатория». Так вот, представим, что вопрос задали нам. Отвечаем: «Нет, не боимся!» Дети, которые привыкли к исследовательским проектам, опытам и наблюдениям, никогда не будут скучать, они найдут себе объект для исследований. Наши выпускники знают точно, где могут утолить жажду экспериментирования, - это МАН Импульс, который предоставляет возможность ребятам попробовать себя в различных направлениях науки и техники.


Оксана Лысенко, воспитатель МДОУ «ЦРР д/я №2 «Росинка»