Черноголовка. Новости

Яндекс.Погода

четверг, 26 апреля

пасмурно+6 °C

Онлайн трансляция

Самым первым посвящается... Поколение учителей-новаторов

12 окт. 2017 г., 16:58

Просмотры: 1175


Лидию Ивановну Белозуб я почти не знала. В школьные годы педагоги для нас были другой кастой: у них свой мир, у нас - свой. Я рада, что спустя годы после окончания школы узнала ее чуть ближе. Очень скромная, интеллигентная и по-прежнему привлекательная, она покорила своим рассказом о поколении учителей-новаторов, о необыкновенной атмосфере дружбы и сотрудничества педагогов и их воспитанников в далекие 70-е.

Лидия Ивановна приехала в Черноголовку из Калуги, где после окончания калужского педагогического института, работала учителем русского языка и литературы. Поскольку муж ее был военным, то постоянные переезды были привычным делом. Поэтому, когда его направили в военный городок в Макарово, для нее это был само собой разумеющийся факт. На новом месте надо было налаживать быт, искать работу.
- В 1963 году мы с мужем–военнослужащим переехали из Калуги в Макарово. Под Новый год, 28 декабря, мы пришли в 82-ю школу, чтобы узнать, есть ли для меня работа. А в школе – пусто и только по коридору идет директор школы Витта Анатольевна Белоногова. После разговора она предложила мне группу продленного дня. Так я начала работать в школе. Мне сразу понравился коллектив.
Школа мне тоже сразу приглянулась: по сравнению с калужской, она показалась мне такой большой, светлой, современной! В то время школа была оснащена по первому классу!
Сначала в школе училось немного учеников, в основном дети научных сотрудников, приехавших работать в перспективный, развивающийся научный центр. И это, конечно, накладывало особенный отпечаток не только на атмосферу в учебном заведении, царящую в те времена, но и на отношения внутри коллектива педагогов и детей.
- В школьной работе большую помощь нам оказывали научные сотрудники, они ведь все фактически были родителями наших учеников. Причем они всегда говорили: не называйте нас учеными, зовите научниками. Так вот научники были молодые – Богданов, Дремов, Гантковский, Перегудов. Они часто ездили по работе заграницу и привозили оттуда слайды. А потом мы вместе с ребятами собирались в актовом зале школы, смотрели их и слушали интереснейшие рассказы о разных странах. Тогда аудитория, где мы собирались, была полна. И это было не ради просмотра фильмов, главное здесь было – общение! Я помню, как один житель Черноголовки каждый день приходил к школе – у него здесь учились два сына. И после уроков он встречал сыновей, а к ним присоединялись друзья, и такая большая компания шла из школы. Они что-то рассказывали друг другу, шли не торопясь, часто останавливались, размахивая руками, что-то эмоционально обсуждали. Такая была атмосфера.
Карьера Лидии Ивановны развивалась: уже через год Вита Анатольевна предложила ей стать учителем русского языка и литературы. Через два года Лидия Ивановна получила должность завуча по воспитательной работе, а позже - завуча по учебной работе. С коллективом у моей собеседницы также сложились хорошие отношения. О коллегах Лилия Ивановна вспоминает с большой теплотой:
- В школе были секции педагогов: русского языка, математики, других предметов – все проводили свои совещания, организовывали олимпиады, смотры. Общение между учителями было очень хорошее. У нас не было конфликтов, интриг.
Лидия Ивановна могла бы много рассказать о своих коллегах, но с какой-то особой теплотой и восхищением она вспоминает Юрия Борисовича Додонова:
- Из научников у нас в школе работал Юрий Борисович. Сначала он вел факультатив, а потом Витта Анатольевна предложили ему вести уроки химии. Он согласился и стал членом нашего коллектива.
Это был человек с необыкновенным характером! Додонов не потерял юношеский задор, был ближе по характеру, по поступкам, настроению к молодежи, но и с нами у него сложились прекрасные отношения.
Что касается ребят, то они быстро поняли, какого педагога им подарила судьба, и захотели, чтобы именно Юрий Борисович стал их классным руководителем. С этим связана маленькая история.
Первый десятый класс в 82-й школе создала Вера Сергеевна Ковалевская, это был ее класс. Она вела своих учеников с 5-го класса. Никто не мог подумать, что все изменится. Рассказывает Лидия Ивановна:
- Она была учителем от Бога, но консерватором, в хорошем смысле слова. Это значит, ученики должны были неукоснительно выполнять все требования школьной программы. Она была суровая, немного жестковатая, но сколотила мощный класс. По-видимому, в какой-то момент ее рамки обучения классу стали тесны. А после общения с Додоновым, ребята  единогласно захотели, чтобы именно он стал их классным руководителем. Их привлекло в нем то, что он много знал, и на уроках давал знания не только в рамках школьной программы, но гораздо шире.
Поэтому после большого собрания, в актовом зале, а это было даже не собрание, а разговор между учителями и учениками, решение было принято. Додонов взял этот класс.

Елена КОРОЧКИНА

Полностью материал читайте в № 41 "Черноголовской газеты"