ГАУ МО «Черноголовское информагентство»

Яндекс.Погода

понедельник, 27 марта

дождь со снегом+1 °C

Онлайн трансляция

Занятия, которые можно проводить дома

24 февр. 2017 г., 10:00

Просмотры: 133


Развитие «особого ребенка»

«Я устала стучаться в закрытые двери, слышать: мне так жаль, но попробуйте съездить куда-то еще. Мне не нужно чужого сочувствия, мне нужна реальная помощь - помогите моему ребенку или научите меня как это сделать!» - говорила в отчаянии мама 3-х летней девочки с ДЦП. Несмотря на развитие инклюзии в нашей стране, найти детский сад, школу, куда примут ребенка с особенностями развития очень сложно. При отсутствии узких специалистов, родители вынуждены обходится скудными знаниями, теряя при этом драгоценное время периода раннего развития.

Знаете ли вы, что коррекция, начатая на первом полугодии жизни, когда нервная система очень гибкая, помогает восстановить до 80-90% нарушенных функций, коррекция, начатая после 3 лет - только 10-16%.

Ребенка с особыми возможностями развития (ОВЗ) можно и нужно развивать в любом возрасте. Под словом «развивать» надо понимать игры и упражнения, воздействующие на все сферы восприятия: тактильная чувствительность, зрение, вкус, обоняние, осязание, слух, живая речь - все то, что будет основой общего, моторного, двигательного, познавательного развития.

Для детей с глубоким нарушением нервной системы или сочетанными нарушениями, таких как ДЦП, с-м Дауна, помимо основного лечения просто необходимо в домашних условиях, вне зависимости от возраста ребенка, делать акцент на следующие направления в развитии:

Мотивация. Ведущий вид деятельности (ВВД) в раннем возрасте – предметно-манипуляционный (хватание, бросание предметов, не использование их по назначению), далее ВВД сменяется на простую игру (катание машинки с имитацией звука, укачивание куклы), затем игра усложняется, становится ролевой и к 7 годам ВВД сменяется на учебную деятельность. Для того чтобы эти переходы осуществлялись, должна быть сформирована мотивация - стремление узнавать новое. Если ваш ребенок, в силу своих особенностей остановился на одной из ранних стадий ВВД, например, на манипуляциях, значит, ваши занятия должны проходить на доступном для ребенка уровне. Другими словами, если ребенку 6 лет, а он лишь берет, смотрит и тянет предмет в рот, значит, вспомните самые простые игры для детей 2-3 лет и постепенно усложняйте их, приближая к следующему этапу развития (в данном случае к игре).

Сенсомоторное развитие (восприятие: осязание, обоняние, зрение, слух, вкус и движение).

- Поочередно дайте ребенку как можно больше разных предметов (по форме, текстуре, объему, плотности) - это могут быть мешочки с крупой, кубик, погремушки, слегка надутый шарик и т.п., обязательно проговаривайте свойства предметов - твердый или мягкий, колючий или гладкий, его запах и цвет. Этот сенсорный опыт даст толчок  к развитию интеллекта.

Крупы, прищепки, массажоры для пальцев, блоки Дьенеша - необходимый инструментарий моторного развития. Если ребенку будет интересно как вы играете, это может сильно спровоцировать его собственную моторную активность, что чрезвычайно важно для детей с ДЦП.

- Насыпьте на дно неглубокой коробки немного манной крупы - рисуйте  на ней пальчиком или используйте игрушки из-под киндеров - эта затея непременно понравится ребенку, и очень хорошо будет способствовать развитию воображения и  моторики.

- Для развития мелкой моторики и логики - возьмите коробку из-под обуви, обклейте ее борта самоклеящейся бумагой разного цвета (каждой стороне – свой цвет). Возьмите прищепки со слабым зажимом таких же цветов и предложите ребенку надевать прищепки на борта соответственного цвета. По мере успешности, усложняйте или снижайте сложность задания. Играйте вместе, что бы был эмоциональный контакт, тогда польза от игры будет втройне-моторное, логическое развитие и близость с родителями.

- Возьмите набор цветных губок для посуды, нарежьте их прямоугольниками, приобретите пинцет и учитесь захватывать  и раскладывать губки в соответствии с цветом (например, в стаканчики – пирамидки).

- В бутылочки из-под йогуртов можно налить сок, чай и воду и попросить ребенка отгадать что где.

Концентрация внимания, усидчивость.

В большинстве случаев у детей с ОВЗ бывают нарушены регуляторные механизмы, те самые которые отвечают за самоконтроль, усидчивость, сдержанность и концентрацию  внимания. Для таких детей занятия желательно проводить в одно и то же время, с частой сменой видов деятельности: посчитали, полепили, встали - попрыгали, поиграли в прищепки, включили музыку, провели занятие логоритмики, сели собрали пазлы. Чтобы ребенок не сбежал раньше, чем вы дали ему следующее задание, приготовьте все заранее. Выкладываете на стол только то, с чем сейчас будете заниматься! Для привлечения внимания можно использовать колокольчик. Не отчаивайтесь, если занятие с первого раза не получилось, таким детям очень трудно переключится, их нужно заранее морально подготовить и выработать привычку играя - заниматься.

Для концентрации  внимания и памяти можно использовать следующие упражнения: зачеркнуть только кружочки, найти отличия, найти одинаковые предметы, отыскать цифры по порядку.

Для особого ребенка помимо общего развития, прежде всего, нужно правильное лечение и адаптированная образовательная программа, которую на основании диагностики может составить психолог. Хаотичные выполнения заданий для ребенка с неравномерным развитием, могут не дать результата, нужна системность, последовательность, частое повторение и постепенное усложнение материала, но заниматься можно и дома.

МОУ ППМСП «Центр ДИК»
педагог-психолог Перепечень Н.А.