Черноголовка. Новости

Возьми газету бесплатно

Яндекс.Погода

понедельник, 21 сентября

пасмурно+6 °C

Мир через призму фотокамеры. К юбилею мастера фотографии Михаила Белоцерковского

18 окт. 2019 г., 11:51

Просмотры: 347


В Московском областном театре драмы и комедии работают талантливые, увлеченные своим делом люди. Один из них – фотограф Михаил Белоцерковский. На этой неделе здесь состоялся творческий вечер в честь 75-летия фотохудожника, поздравить коллегу пришли директор театра Юрий Педенко и главный режиссер Елена Цыплакова.

Мне нравится снимать

Перед знакомством с юбиляром на ум приходили картинки из мира гламура, глянца и светских тусовок, но стереотип о жизни известных людей рассыпался на глазах: нас встретил скромный человек с добрыми глазами. И тем не менее без всякого преувеличения можно утверждать: Михаил Белоцерковский – художник, которого знают и любят во многих театрах Москвы и не только. Несмотря на такую известность и признание, мастер признается: «Я не считаю себя профессиональным фотографом, мне нравится театр, нравится снимать, нравится ловить эмоции актеров. Это очень интересно».
Рассматривая выставку фотографий Михаила Белоцерковского, посвященную открытию 90-го театрального сезона в Московском областном театре драмы и комедии, поражаешься умению мэтра «поймать» кадр, уловить в моменте то главное, что делает фотографию неповторимой, индивидуальной, запоминающейся.

Свой для актеров

Свою жизнь с театром Михаил Белоцерковский связал еще в 70-е годы в качестве театрального администратора, которым проработал более 35 лет. «В Малый театр меня привел актер Виталий Коняев, снимавшийся в фильмах «Чистое небо», «Тишина», - рассказывает Михаил Лазаревич. Позже Михаил Белоцерковский работал в разных театрах: имени Вахтангова, еще при Иване Александровиче Ульянове, на Малой Бронной, в театре эстрады при Борисе Сергеевиче Брунове и в театре «Ромэн». Тогда он успел познакомиться и подружиться со многими известными людьми, впоследствии это помогало уже в работе фоторепортера: «Актеры очень напрягаются, когда приходит посторонний фотограф, а поскольку меня многие актеры московских театров знают, им комфортнее работать со мной, они раскрепощаются, что облегчает съемку».
Девять лет назад Михаил взял в руки фотоаппарат и уже не расстается с ним. «Начинал я с пленочного фотоаппарата: у меня был «Зоркий», потом «Зенит», я сам проявлял и печатал. Делал это больше для себя. Одно время я даже выезжал в поселок Домодедово, и мы с приятелем ходили по домам и предлагали сделать фото. В пятницу мы фотографировали, в воскресенье обрабатывали фото дома, печатали и опять приезжали обратно. Так зарабатывали», - вспоминает собеседник.
Теперь Михаилу Белоцерковскому не нужно предлагать свою работу, ему сами звонят и просят приехать. Его выставки популярны среди знатоков и профессионалов. 25 сентября в московском спортивном арт-клубе «Галерея» открылась выставка Михаила Белоцерковского «В свете рампы». В экспозиции представлены самые интересные фотографии автора за последний год - более 30 фоторабот, в том числе и психологические портреты ведущих актеров российской сцены, таких как Михаил Ширвиндт, Сергей Безруков, Игорь Костолевский.
Цифровизация вошла в повседневный мир, сегодня многие, пользуясь продуктами развития компьютерных технологий, размещают селфи в сетях, при этом считая себя чуть ли не гениями съемки. Но наш мастер не согласен с этим: «Если сравнивать пленку и цифру, то первая намного интересней, больше объема, всех характеристик. Но цифра, увы, поглотила прежний формат. Я люблю черно-белые кадры, иногда я их выставляю. Вот по спектаклю «Фальшивая нота», который у нас идет, я специально много сделал именно черно-белых фотографий».

Серьезно о курьезном

Театральная жизнь, считает наш собеседник, очень интересна. О скольких курьезных случаях может рассказать юбиляр. Смеясь, он вспоминает: «Был интересный случай, когда Леночке, дочери Коняева, было года два-три, и ее привели в Малый театр. Виталий играл какого-то царя, и она, сидя в первом ряду, громко сказала: «Ой, это мой папа»! Было очень смешно». Девочка выросла, и теперь мы знаем ее как известную актрису Елену Дробышеву.
А вот еще один интересный случай. На спектакли популярного артиста Владимира Этуша часто приходила девушка по имени Елена и просила Михаила Лазаревича дать ей место, чтобы посмотреть игру любимого актера. Он никогда не отказывал симпатичной поклоннице. После спектакля та всегда вручала цветы артисту. Все закончилось тем, что они поженились. «Однажды проходило мероприятие, посвященное юбилею Владимира Этуша, на котором был и я. И вот, когда Этуш с Евгением Князевым шел к служебному входу, я выхватил камеру и попытался его отснять, а он: «Не надо!» Тогда Князев говорит: «Так это ж наш бывший фотограф». А тут еще выбегает Лена со словами: «Володя, это человек, который нас с тобой познакомил!» Тогда Этуш соглавился: «Давай!». Теперь его фото храню дома», - рассказывает Михаил Лазаревич.

Первый гонорар

В домашнем архиве мастера много интересных фотографий. Историей одной из них он поделился с нами: «Когда сын Олега Табакова заканчивал театральную студию, я успел сделать кадр вручения ему диплома. И тогда в театре меня попросили, чтобы я сделал эту фотографию для них лично, и поинтересовались, сколько это будет стоить. Я сказал: «Бесплатно! Но с одним условием -
Табаков ее подпишет». И у меня дома хранится эта фотография с автографом Табакова. А фото, сделанное на заказ, висит в его театральном кабинете».
Одним из известных людей, кого заснял фотограф, был актер Марат Башаров. «Я гулял на Патриарших прудах, а там шли съемки какого-то фильма, - рассказывает Белоцерковский. - Башаров в промежутке пил кофе с одной из актрис. Я взял камеру и направил на него, спросив: «Можно?» Он: «Давай». Я сделал снимок, пришел домой и выставил его в Фейсбуке. Скоро мне звонит приятель, Юра Феклистов, и просит срочно убрать, потому что ее собираются поставить в «Семь дней». Так я получил первый гонорар».

Ногинск – город театральный

С большим теплом отзывается мэтр о Ногинском театре: «Когда я приехал в Ногинск и посмотрел работы Московского областного театра драмы и комедии, мне стало очень интересно. Я сразу сказал: «Ногинск - город театральный». Потому что с такой временной перспективой – театру 90 лет, он заслуживает особого внимания. А с приходом Елены Цыплаковой, театр стал подниматься: мало того, я недавно прочитал, что Елена Октябревна собирается предложить ставить наши спектакли в московских театрах – это очень серьезная заявка. Я уверен, что мы ничем не хуже, актеры здесь талантливые, профессиональные, в их игре нет фальши, что на сегодняшний день немаловажно. Недавно сделали два новых спектакля, один из которых, «Фальшивая нота», идет в театре Вахтангова; «Ревизор» - потрясающий спектакль, сделанный на таком подъеме – актеры прекрасно сработали! Мы недавно были на гастролях в Чебоксарах и в Йошкар-Оле - аншлаги! И люди не просто смотрят, я наблюдал, как реагирует публика, это – здорово»!

Мы – репортеры

Поздравить коллегу и друга, с которым они работают в паре, приехал профессиональный фотограф, лауреат премии Союза журналистов СССР Анатолий Васильевич Хрупов: «Перед моей персональной выставкой одна дама, напечатав свою фотографию в фейсбуке, высказала мнение, что современное оборудование дает возможность делать хорошие стритфотографии (уличные фотографии) даже непрофессионалам. И что якобы теперь будут делать такие «динозавры», и она назвала несколько фамилий. А это все мои друзья, мое поколение, я «динозавр», поскольку мне уже 80 лет. И это меня подтолкнуло на мысль: надо осадить нынешнюю молодежь. А как? Надо взять самую труднейшую тему и раскрутить ее. И я взял – молодежный симфонический оркестр России! Вы представляете, что такое для съемки симфонический оркестр?» Я познакомился с дирижером, с музыкантами, наблюдал за репетициями несколько дней. И настал день, когда я достал камеру, они тогда репетировали, и начал снимать. Это я говорю к тому, что когда мы с Мишей снимаем пресс-показы, то съемка идет хорошо, когда коллектив театра нас знает и не обращают внимания. И я сделал выставку «Репетиция». Там было 85 фотографий. Все, слава богу, замолчали, и нас, «динозавров», больше в Фейсбуке не стали оскорблять». И завершает: «Миша уже перешел из стадии любителя, он точно спускает гашетку, когда делается нужный кадр. И поэтому сейчас нам легко работается. Недавно меня спросили: «Кто вы, динозавры, – фотохудожники, фотографы или репортеры»? Я ответил: «Репортеры». Я и Мише это говорю: «Неважно, где мы снимаем: в театре, на улице, или на заседании в Кремлевском дворце съездов, мы – репортеры. Репортер – это всеядный человек, он должен снимать буквально все, и наблюдение за жизнью помогает ему делать хорошие фотографии. Скажу честно: у Миши есть еще такой творческий запас!»
Белоцерковский, в свою очередь, добавил: «Мы с Анатолием Хруповым постоянно занимаемся студийными съемками. Вдвоем работать интереснее, как говорится, в два смычка - больше звука (смеется)».
На вопрос, когда выйдет творческий альбом мастера, юбиляр пообещал, что в феврале они с Анатолием Хруповым и американским фотографом (имя – пока секрет) сделают большую выставку в выставочном павильоне Андрея Бартеньева на Таганке. Вот тогда, может быть, и выйдет каталог фотографий.

Елена КОРОЧКИНА,
фото: Анатолий Хрупов