Черноголовка. Новости

Возьми газету бесплатно

Яндекс.Погода

суббота, 8 августа

ясно+23 °C

Проблемы отечественного производителя. Технологическое преимущество – задача номер один

29 марта 2017 г., 14:53

Просмотры: 409


Что нужно сделать, чтобы промышленные товары, выпускаемые в нашей стране, были не хуже, а желательно даже лучше, чем товары зарубежных производителей? Бытует устойчивое мнение, что у нас в стране невозможно заниматься производством. Причины называются самые разные, начиная от географии и заканчивая хронической отсталостью науки и инженерии. Жизнь опровергает это мнение.

Имеются отечественные производители, которые конкурируют внутри страны и даже в мире, в самых разных областях, однако эти предприятия (если исключить оборонку) никак не связаны между собой и их успехи можно объяснить случайностью.
Назовем системные проблемы, стоящие перед отечественной промышленностью?

Василий МЕЛЬНИКОВ,
депутат Мособлдумы:

- Для отечественных промышленников единственным способом противостоять иностранным производителям, вооруженным дешевыми деньгами, является приобретение явного технологического преимущества. Технологическое преимущество даст возможность отечественному производителю на равных конкурировать с импортом, предлагая потребителям товар высокого качества и позволяя экономить на затратах.


Первой проблемой является система государственного регулирования и контроля производства в нашей стране. Наши органы власти стремятся максимально защитить интересы потребителя и общества, это стремление похвально, если оно остается в рамках здравого смысла. Однако постоянное возведение административных барьеров, изменение существующих форм различной отчетности и появление новых затрудняет жизнь нашим производственникам. При принятии тех или иных решений наши власти не учитывают их влияние на производителей, в конечном счете это вредит и обществу, и потребителю.
Современная промышленность – это сложная система взаимосвязей между поставщиками сырья, материалами, комплектующими и производителями конечного продукта, поступающего потребителям. Производители в США, Европе и промышленных центрах Азии могут заказать любые комплектующие и оборудование, которые будут доставлены им в максимально короткий срок. Наша страна в силу малого, по сравнению с мировым, объема потребления находится на обочине этой системы. Этот фактор, а также проблемы с таможенным оформлением и высокой стоимостью транспортировки грузов также мешают отечественной промышленности.
В условиях глобализированной экономики, даже на внутреннем рынке, производителям приходится конкурировать с товарами со всего мира, то есть с лучшими мировыми техническими решениями со всего света. Более того, фирмы, встроенные в мировую систему торговли, имеют возможность привлекать деньги под мизерные проценты, что дает им дополнительное серьезное преимущество.
Учитывая все вышесказанное, для отечественных промышленников единственным способом противостоять иностранным производителям, вооруженным дешевыми деньгами, является приобретение явного технологического преимущества. Технологическое преимущество даст возможность отечественному производителю на равных конкурировать с импортом, предлагая потребителям товар высокого качества и позволяя экономить на затратах.
Несмотря на существующее недоверие к способностям отечественных инженеров и промышленности в целом, задача приобретения технологического преимущество решаема.
Безусловно, на этом пути существуют свои препятствия. Масштаб деятельности большинства сохранившихся и вновь созданных отечественных производителей, по меркам мировой глобализированной экономики, – мелкий и средний бизнес. В основном, получаемые доходы позволяют им с разной степенью успешности поддерживать собственное существование.
В то же время поиск технологического преимущества – это продолжительный процесс, включающий в себя научные исследования, опытно-конструкторские работы, изготовление тестовых продуктов. Все это означает затраты времени и денег, порой с неочевидным результатом. Большинство отечественных производителей не имеют опыта подобной деятельности и ресурсов на содержание инженерных центров, необходимых для ее ведения. Если же встречаются исключения, то такое предприятие решает свои частные вопросы и не будет заниматься проблемами, стоящими перед отраслью отечественной промышленности в целом.
Кроме того, у наших производителей отсутствует навык внутриотраслевой кооперации, который в странах Запада и Азии позволяет прямым конкурентам объединяться для решения стоящих перед отраслью задач, в том числе инженерного характера.
В этих условиях задача государства - найти и внедрить механизм, который позволит находить отрасли промышленности, требующие содействия, разрабатывать и внедрять необходимые технические решения и инновации для их развития.
Мировой опыт показал, что уповать на рыночные механизмы в промышленной политике государства бесполезно. Развитие промышленности без активной и деятельной политики государства в условиях глобальной конкуренции невозможно.

Василий МЕЛЬНИКОВ,
депутат Мособлдумы

Самое читаемое

24 часа
неделя
месяц