Черноголовка. Новости

Возьми газету бесплатно

Яндекс.Погода

среда, 1 декабря

небольшой снег-3 °C

Путь в науку, или Как «готовят» ученых

01 авг. 2018 г., 16:14

Просмотры: 523


Завершается зачисление в ВУЗы. Позади экзамены, многие уже томятся в ожидании списков на зачисление. Всего через месяц Институт проблем химической физики РАН в Черноголовке встретит новый поток студентов, возможно, среди них будут и те, кто в будущем свяжет свою жизнь с наукой. Об одной из форм деятельности Института – научно-образовательной – рассказал заместитель директора ИПХФ РАН, курирующий работу с молодежью, Сергей Курочкин.
Беседовала
Светлана КАЛАЧЕВА

- Сергей Александрович, как студенты проходят обучение в ИПХФ РАН?
- Каждый год в ИПХФ РАН
обучаются свыше 200 студентов из ряда ВУЗов. В основном это студенты Факультета фундаментальной физико-химической инженерии МГУ им. М.В. Ломоносова, для которого ИПХФ РАН является базовым институтом. Общие курсы, например, по высшей математике, органической и неорганической химии, студентам преподают на основных кафедрах преподаватели МГУ. Профильное обучение студенты проходят на базе ИПХФ РАН. С четвертого курса наши ведущие научные сотрудники читают лекции по спецпредметам, ведут семинары, практикумы. Особенность факультета в том, что уже с первого курса студенты выполняют научно-исследовательские работы, в том числе курсовые и дипломные, непосредственно в Институте. Каждому студенту назначается научный руководитель из числа штатных научных сотрудников института. Причем студентам дается право выбора научного руководителя, они могут выбрать то направление, которое им наиболее интересно.
- В чем особенность такой образовательной системы?
- Студенты получают хорошее фундаментальное образование и выполняют научные исследования на пике науки. Они знакомятся с теми направлениями, которые сейчас развиваются не только у нас в стране, но и за рубежом, у них есть возможность проводить исследования на хорошем оборудовании, поскольку у академических институтов есть достойный приборный парк с современным оборудованием, которого в ВУЗах недостает. Первые научные публикации у студентов появляются в период их обучения в ВУЗе. Они участвуют в научных конференциях. Происходит живое общение с корифеями науки, сами студенты общаются между собой, старшекурсники могут порекомендовать студентам младших курсов наиболее интересные и перспективные (с их точки зрения) направления.
Каждый научный руководитель, работая со студентом, ставит перед ним задачу, объясняет актуальность научного направления – для чего это нужно, в чем будет новизна полученного результата. Студенту рекомендуется литература, которая помогает войти в курс по выбранной теме.
- Что дает такое приближение к фундаментальной науке?
- Идет хорошая фундаментальная подготовка в сочетании с инженерным образованием. Поскольку есть направления энергетическое, материаловедческое, химико-технологическое, студенты становятся специалистами, которые хорошо знают не только, как устроена природа, но и как можно сделать тот или иной материал, разработать ту или иную технологию. В каждом научном отделе института студенты выполняют свои научные работы.
Конечно, мы нацелены подготовить молодежь для нашего Института. К концу обучения наши воспитанники становятся не «специалистами широкого профиля», а уже определившиеся с научными направлениями, по которым они в дальнейшем могут продолжать обучение в аспирантуре.
- Таким образом, Институт пополняется молодыми кадрами?
- Безусловно, это вливание «свежей крови». Не могу сказать, что это основной источник пополнения, но в этом году, как минимум, трое выпускников факультета собираются поступать к нам в аспирантуру. Нужно, конечно, понимать, что не все идут в аспирантуру – это, в общем, нормально, не каждый хочет и может заниматься научной деятельностью. Все-таки, это творческая деятельность, не каждому по плечу.
Если говорить о пополнении института молодыми кадрами, у нас давно функционирует Научно-образовательный центр. Он курирует работу студентов и из других ВУЗов. По договорам о сотрудничестве между ВУЗом и институтом к нам приезжают студенты из других регионов, им также назначается научный руководитель, они также выполняют научно-исследовательскую работу, причем зачастую довольно за короткий срок, в зависимости от того, по какой программе обучаются. Но из других ВУЗов не всегда готовы направлять талантливых студентов, оставляя их у себя в аспирантуре. А со студентами нашего факультета мы напрямую работаем с первого курса, и у них есть возможность определиться, что им интересно, у нас - подготовить специалиста требуемого уровня. Таким образом, мы принимаем в аспирантуру не «кота в мешке», а четко понимаем, кто к нам приходит, и студенты знают, к кому они идут. Такая практика приносит большую пользу.
- Такая форма обучения довольно привлекательна…
 - Да, конечно, она интересна. Такой принцип обучения - чтобы студенты выполняли свои курсовые и дипломные работы в базовых институтах Академии наук - был заложен еще на физтехе. В настоящее время эта система реализована со студентами не только Московского физико-технического института, но и факультета фундаментальной физико-химической инженерии МГУ им. М.В. Ломоносова.
- А на научных сотрудников такая образовательная деятельность как-то влияет?
- Обучение студентов под руководством научных сотрудников - это еще и форма развития самих научных сотрудников, которые у нас работают, особенно, молодых. Студенты зачастую задают вопросы разного уровня сложности, и чтобы доступно объяснить студенту, научный руководитель ищет более понятные формулировки, чтобы донести, например, значимость той или иной научной разработки. Чтобы объяснить какой-то процесс, явление, нужно самому в нем хорошо разбираться. Таким образом, обеспечивается профессиональный рост и научных сотрудников.
- У поступившего в аспирантуру может как-то меняться направление научно-исследовательской деятельности?
- Уже в процессе выполнения своих диссертационных работ аспиранты находят свою нишу: кто-то больше тяготеет к теоретическим изысканиям, и тогда он осваивает компьютерное или математическое моделирование, кто-то, наоборот, предпочитает уделять больше внимания экспериментальным исследованиям, и тогда необходимо освоение навыков проведения научного эксперимента. По результатам работы может быть получен патент на изобретение либо опубликована научная статья, которые и являются основным продуктом деятельности научного сотрудника.
Таким образом, факультет, который был  создан 13 лет назад директором ИПХФ РАН академиком С.М. Алдошиным, сегодня является одним из наиболее перспективных и значимых факультетов в системе Московского государственного университета. В обучении используются как проверенные временем лучшие традиции отечественного образования, так и новые практики, главное, что мы готовим специалистов, способных обеспечить не только создание новых технологий, но и их внедрение и масштабирование на производстве, что очень важно сегодня для нашей экономики.

Денис БУЦАЕВ,
заместитель Председателя Правительства МО – министр инвестиций и инноваций МО:
 – По численности молодых исследователей и специалистов Подмосковье входит в тройку лидеров среди регионов России. Ежегодно молодые ученые Московской области принимают активное участие в конкурсе грантов Президента РФ.

 

Обсудить тему

Введите символы с картинки*