Черноголовка. Новости

Возьми газету бесплатно

Яндекс.Погода

суббота, 19 сентября

пасмурно+11 °C

С НАМИ БОГ. О Рождестве Христовом

06 янв. 2019 г., 10:34

Просмотры: 218


«А какой Новый год наступает? — задаю вопрос первоклашкам, которые чинно сидят за партами и с любопытством взирают на батюшку. — Ну нет, не год свиньи, конечно. Какой по счету?» — «Две тысячи девятнадцатый! — обязательно ответит какой-нибудь смышленый парнишка, или девочка, или сразу несколько ребят хором»...

— А что же произошло 2019 лет назад? Какое такое важное событие случилось, что от него стали отсчитывать время? — в ответ на этот вопрос леса рук не увидишь...

А мы, взрослые крещеные, помним ли про перепись, которую повелел совершить император Август по всей вселенной? Про то, как пошел Иосиф из Назарета Галилейского с обрученной ему Марией в город Давидов Вифлеем, чтобы записаться там, ибо был он из дома и рода Давидова? Как родила Мария Младенца и спеленала Его и положила в ясли, потому что не было им места в гостинице?.. Близки ли нам эти события? Откликается ли на них наше сердце? Способны ли они преобразить нашу жизнь, как преображали жизнь многих подвижников, святых, песнописцев, прикасавшихся к тайне Рождества? Увы, на само Рождество часто смотрят исключительно сквозь призму Нового года, и оно превращается тогда в обычный зимний праздник с веселыми гуляниями, фейерверками, катаниями с горок...

Мы с вами знаем, конечно, что 2019 лет назад родился Христос, поэтому и летоисчисление наше начинается «от Рождества Христова». Поэтому, если бы не было Его Рождества, то и Нового года никакого не было бы, и только в силу некоторого странного переплетения русского православного (юлианского) и гражданского (григорианского) календарей второй праздник у нас в России опережает первый.

Слова древнего пророка - «С нами Бог!». Как важно остановиться, услышать Его зов «средь суеты случайной», впустить Его в свою жизнь, и тогда начнет в ней возрастать свет, что во тьме светит…

Но что означает Его рождение? Что стоит за этой, кажущейся идиллической, картиной с Младенцем на переднем плане, Марией и Иосифом, заботливо склонившимися над Ним, с волом и ослом, робко заглядывающими в ясли, с первыми, кто узнал о Рождестве и принес, по слову церковной песни, свое благодарение: «ангелы — пение, волхвы — дары, пастухи — удивление»?

Приход человека в мир — всегда чудо. И всегда радость. Но тут, в этом простом, «детском», вертепе, совершается чудо из чудес, которое составляет существо Евангелия, то есть благой, радостной вести — Бог стал человеком! Бог пришел к нам, Он стал одним из нас!

Однако не было здесь никакой идиллии. Ибо пришел Он не в царские палаты, родился не среди повитух и нянек, никогда не жил во дворце, не вкушал пищу с господского стола, не смотрел на жизнь из маленького окошка кареты.

Он родился в холодной, темной пещере, и даже те самые ясли, куда положили младенца Иисуса, были всего лишь кормушкой для скота. Никто не открыл дверей дома Иосифу и Марии, никто не принял их под свой кров. В первую же ночь на земле приобщился Он к человеческому одиночеству, к человеческой обездоленности, и это — ответ, который Сам Бог дал на вопрос о наших страданиях. Он принял их на Себя с самого начала!

В старину говорили: «До Бога высоко, до царя далеко». Но Бог во Христе стал не просто близок нам — Он стал одним из нас в нашем уничижении, в нашей боли, в наших тяготах и болезнях. Он пришел не для того, чтобы с высоты Своего совершенства поучить нас чему-то, прочитать проповедь и уйти. Да, Он и учил, и наставлял, и проповедовал. Но главное, для чего Он пришел — чтобы соединиться с нами до конца в нашей жизни, чтобы взять нас за руку — каждого из нас, если только мы захотим принять протянутую Им руку — и провести нас вперед и вверх — через смерть к Воскресению, к немерцающему Свету Небесному. И этот путь начался уже здесь, в Вифлеемской пещере.

Но тут, в начале, еще далеко до Гефсиманского сада, до крестных мук и ужаса богооставленности. Здесь вселенная тихо склоняется перед своим Создателем, и небеса приносят звезду, и даже бессловесные животные преклоняются перед Младенцем. И пастухи оставляют своих овец, а волхвы покидают родную землю, чтобы увидеть Царя Мира, Спасителя. Они приносят Ему свои сердца, а не это ли — единственное, что ждет от нас Господь?

Когда-то в детстве нам внушали, что религия порабощает человека, что она — результат подчинения одних людей другими. Да и сейчас можно услышать мнение, будто православные верят в грозного карающего бога и делают добро из-под палки. Но праздник Рождества приглашает нас взглянуть на Бога, открывшегося не в устрашающем образе небесного Владыки, а в беззащитном Ребенке. Ребенке, Который входит в нашу жизнь не страхом, не силой, не властью, а только любовью. Ребенке, который нуждается в человеческой помощи и заботе. И если мы подарим Ему любовь через заботу о ближнем, через помощь нуждающемуся, тогда и в нашу жизнь войдет Бог воплотившийся и мы сможем воспеть благодарственную песнь Христу с ангелами, которые «Младенца рожденного боголепно славословят».

И вот наступает эта удивительная святая ночь. Вокруг — холод и темнота и, кажется, внешне ничего не меняется. Но посреди мрака и стужи совершается в храмах божественная служба, на которой мы слышим слова древнего пророка: «С нами Бог!» Как важно остановиться, услышать Его зов «средь суеты случайной», впустить Его в свою жизнь, и тогда начнет в ней возрастать свет, про который говорит Евангелие, что он во тьме светит и тьме его не объять.

 

Протоиерей Андрей ФЕДОРОВ

 

КСТАТИ
Много самых разных рождественских программ для детей и взрослых подготовили и подмосковные музеи, в том числе Выставочный комплекс Московской области «Новый Иерусалим»: это спектакли, творческие мастерские, мастер-классы, сообщает пресс-служба Министерства культуры региона.

 

Самое читаемое