Черноголовка. Новости

Яндекс.Погода

воскресенье, 26 мая

пасмурно+20 °C

Онлайн трансляция

Школа собак‑проводников в подмосковной Купавне: как обучают четвероногих помощников для незрячих

27 марта 2019 г., 15:35

Просмотры: 786


В подмосковной Купавне находится уникальная школа, обучающая собак-проводников для инвалидов по зрению. За четвероногими помощниками сюда приезжают люди со всей России – здесь они знакомятся, вместе сдают зачеты и экзамены. Как проходит обучение, и как можно получить такую собаку в помощь, узнали корреспонденты РИАМО.

 
 
Школа для подготовки собак-проводников – это целый комплекс полного цикла. Обучение собаки начинается с самого рождения и продолжается до передачи инвалиду. В школе не только обучают собак, но и организовывают взаимодействие животного и инвалида.

Незрячие люди со всех регионов России приезжают в Подмосковье для того, чтобы получить собаку и научиться с ней передвигаться. Это учебное заведение – единственное в стране, которое имеет лицензию на право подобного обучения.
 
Первая школа собак-поводырей появилась в начале 20-х годов, после Первой мировой войны, в Германии. Немецкий опыт переняли швейцарские коллеги, а затем подобная школа открылась в США. Российская школа подготовки собак-проводников существует с 1960 года, но подготовкой животных здесь занялись еще раньше, после Великой Отечественной Войны.

Глобальная задача школы – обеспечить инвалидам по зрению права и свободы, наравне с другими гражданами, а также адаптировать инвалидов в обществе.

 
 
 
 
Особенность подмосковной школы состоит в том, что животных не закупают, а содержат собственный племенной фонд. Здесь есть свой питомник и родильное отделение, где появляются на свет будущие четвероногие проводники. Воспитание начинается с самого раннего возраста. Щенята проходят тесты начиная с 45 дней от рождения, а затем в три и восемь месяцев.
 
Цель тестов – понять, сможет ли этот щенок стать собакой-проводником в будущем. Это важный этап отбора, так как собака должна любить людей, быть контактной и спокойной. Например, если у собаки ярко выражен охотничий инстинкт, она не подходит для работы проводником. Также не допускаются к обучению щенки, которые боятся людей и громких звуков. Лучшие собаки-проводники получаются из лабрадоров.

 
 
 
До 8-10 месяцев щенком занимается воспитатель: идет процесс его социализации. Задача воспитателя в этот период – показать щенку окружающий мир и научить его не бояться людных и шумных мест – вокзалов, рынков, магазинов. Щенки много гуляют, играют и занимаются на беговых дорожках, которые стоят в питомнике.
 
Дрессировка начинается после 8-10 месяцев и состоит из двух курсов: общий курс послушания и спецкурс. Теперь с собакой работает инструктор, а не воспитатель. Общий курс послушания – это выполнение стандартных команд «Сидеть», «Лежать» и апортировка предмета. Спецкурс – вождение человека по определенному маршруту в специальном снаряжении по территории школы и по городу.
 
Собака-проводник должна провести инвалида максимально аккуратно по маршруту, предупреждая о разных препятствиях на пути. В этом помогает специальное снаряжение – шлейка. Собака чувствует шлейку лучше, чем поводок.
 
Собака-проводник может запомнить около 50 маршрутов и по команде водить незрячего по указанному маршруту. Команда – конечный пункт назначения, например, «аптека», «магазин», «работа». Если препятствие невозможно обойти, то собака останавливается, а инвалид с помощью трости определяет, как двигаться дальше.
 
 
Обычно, когда собаке исполняется 1,5 года, обучение заканчивается, и животные сдают три экзамена. Первый экзамен – общий курс дрессировки, определяется общее послушание. Затем инструктор надевает темные очки, и собака должна провести его по маршруту с препятствиями по территории школы и в городе.
 
По маршруту вместе с собакой и инструктором, который выступает в роли инвалида, идет проверяющий. Он следит за работой животного и отмечает ошибки. Если ошибок много, то собака идет на пересдачу. А те, кто получил «хорошо» и «отлично», уже могут готовиться к встрече с будущими хозяевами.
 
Чтобы получить собаку-проводника, которая считается «техническим средством реабилитации», инвалид по зрению отправляет запрос и анкету в органы соцзащиты. В анкете указывается рост и вес, так как это важный момент при подготовке собаки-проводника. Вся информация отправляется в школу, а человек ставится в очередь на получение животного. Как только собака будет подготовлена, за ней можно приезжать.
 
Инвалиды приезжают в школу на 12 дней. На территории школы созданы все условия: гостиница на 30 мест для инвалидов и их сопровождающих, столовая с трехразовом питанием, просторные классы для занятий, библиотека. В гостинице уютные и чистые комнаты с большим балконом. Инвалиды получают собаку-проводника бесплатно, а также бесплатное обучение и пребывание на территории школы.

 
 
Недостаточно просто приехать за собакой – необходимо обучиться практической работе с собакой-проводником и прослушать курс лекций. Темы разные: ветеринарная служба дает рекомендации по уходу и кормлению, инструкторы читают лекции по дрессировке и поведению собак, а юристы рассказывают про права инвалидов по зрению.

«Я убегаю с места преступления» — собачники, которые не убирают за питомцами>>  
 
Обучение начинается с того, что к каждому инвалиду прикрепляется свой инструктор-методист, который будет следить за взаимодействием собаки и нового хозяина. Собаке важно перестроиться, найти контакт с человеком. Практические занятия инвалидов с собаками-проводниками проводятся дважды в день. Необходимо научиться управлять собакой, при этом важно копировать действия инструкторов и их манеру общения с собакой, даже интонацию. Так собака сможет быстрее привыкнуть к новому хозяину.
 
После обучения инвалид и его собака-проводник сдают зачет. Он включает в себя маршрут с препятствиями на территории школы и общий курс управления собакой. Проверяющий смотрит, как собака слушается нового хозяина, хороший ли у них контакт. Если инвалид не освоил курс, то собаку-проводника ему не отдают.
 
Михаил Захаров приехал в школу из Тарусы. Лабрадор Моррис – его вторая собака-проводник. Первую он получил в этой же школе 13 лет назад. По его словам, новая собака слушается хорошо, а сама школа стала сильнее. Сделали хороший ремонт в гостинице, появились отличный Wi-Fi и ванная.
 
Моррис живет с Михаилом в гостинице и уже выучил маршрут «курилка». Михаил говорит, что эмоциональная связь у них есть, как и успехи в обучении. Городок на территории школы Моррис проходит хорошо, и они уже выходят в настоящий город. Михаилу нравятся лекции, особенно по ветеринарии и поведению собак: все понятно и нескучно.
 
«Везде много препятствий», - говорит Михаил об условиях жизни незрячего в России. По его словам, у него были проблемы со входом в магазины, маршрутки и поезда с собакой-проводником. Ребенка забрать из детского сада тоже невозможно – с собакой нельзя. «Приходится отстаивать права – доказывать свое право на собаку, показывать документы», - говорит он.