Черноголовка. Новости

Возьми газету бесплатно

Яндекс.Погода

вторник, 7 декабря

снег-4 °C

Танцевать раньше, чем ходить. Всеволод Жданов

27 сент. 2021 г., 10:32

Просмотры: 146


Черноголовская школа искусств объединила талантливых педагогов разных жанров. Среди них Всеволод Юрьевич Жданов. Хореограф воспитывает в своих юных подопечных любовь к искусству танца, а также мечтает о создании своего театра.

– Всеволод, расскажите немного о себе.
– Я родился в городе Углич Ярославской области. Здесь и начался мой танцевальный, музыкальный и театральный путь: в музыкальной школе, в ансам блях и бального, и народного танцев.

– То есть вы танцуете с детства?
– Да, я постоянно танцевал в детстве. Мама говорит, что я начал танцевать еще в животе. Это произошло на концерте, где звучала динамичная музыка. Любил ходить по улицам, танцевать и петь песни из детских мюзиклов.

– Все это определило выбор профессии?
– Выбор профессии определило получение среднего профессионального образования в школе-студии при Государственном академическом ансамбле народного танца Игоря Моисеева. После училища меня пригласили в сам ансамбль. А затем я закончил Московскую государственную академию хореографии и стал магистром педагогики хореографического искусства.

– Вы танцуете в разных стилях. Какой вам ближе?
– Я получил очень большое и многогранное образование, поэтому чувствую себя комфортно во многих танцевальных направлениях – это классический, современный, бальный и народный танец. Старинный танец. Когда поступил во МГАХ, я проходил обучение у двух мэтров танца: Нины Толстой по народно-сценическому и Инги Ворониной по историко-бытовому танцу. Они также и мэтры педагогики танца, потому что все учащиеся академии за последние 70 лет учились танцу у них. Инга Аркадьевна – ученица Маргариты Васильевой-Рождественской, которая в начале XX века танцевала в «Русских сезонах» С.П. Дягилева, а позже начала преподавать в школе большого балета. Такая вот интересная преемственность. Кстати, она написала один из первых русских учебников по историческому танцу.

– А чем этот стиль вам ближе?
– Духовностью. Люди, сочинившие музыку и танец и записавшие их, были создателями удивительной идеи золотого сечения в театре, учения о гармонии. Человеческое тело они мыслили как часть божественного совершенства и совершенства божественной природы. Одухотворенность листьев, дерева, тела человека и неба – едины. Это абсолют, созданный богами, а театр воплощает эти идеи.

– Нужно ли иметь врождённые способности, талант, чтобы научиться танцевать?
– Дело и в таланте, и в желании. Да, я вижу тех, кто более способен к овладению танцем. Я вижу пропорциональное тело, построение скелета человека, способного к танцу. Но также важно учитывать и воспитание тела или организацию обучения. Можно обучать упражнениям, которые дисгармонию исправляют в гармонию.

– Какая тут связь?
– Существует определенный идеал красоты, образец. Ведь классический танец – это образцовый танец. И когда мы смотрим в театре балет, то у каждого исполнителя тело воспитано гармонично.

– То есть структура тела может закрыть путь к танцу?
– Только когда речь идет о высоком мастерстве – сценическом, театральном или балетном танце. А направление хореографии в школе искусств – классический, народный, исторический танец. Параметры профессиональной сферы важны, так как школа искусств реализует предпрофессиональные программы.

– И тем не менее небыло желания идти в балет?
– А я и сейчас участвую в разного рода балетах. Сейчас мы сотрудничаем с Наталией Кайдановской, выпускницей ГИТИСа, экс-солисткой Большого театра. Ставим спектакли, исполняем, гастролируем. Все спектакли под живую музыку или специально написанную электронную музыку, живое пение и декламация.

– Кто из современных хореографов оказал влияние на Ваше отношение к хореографии?
– Иржи Килиан – очень интересная фигура в искусстве балета. Хореографы XX века – Морис Бежар, Роланд Пети. Очень интересный хореограф Сергей Лифарь. Он уехал в начале XX века из России в Париж, где его принял в труппу Сергей Дягилев. Самого обыкновенного человека, но это не помешало ему возглавить Парижскую национальную оперу. И это было впервые в истории балета, чтобы русский человек стал управлять самым главным театром в мире. И, кстати, постановки Джорджа Баланчина и Рудольфа Нуриева.

– Почему вы выбрали ЧДШИ?
– Ольга Агроскина пригласила меня провести концерт-лекцию о прекрасном
танце, а прекрасный он потому что все искусства в XVII-XVIII веках были прекрасными или изящными. Лекция состоялась в марте 2020 года. Учителям, студентам и родителям понравился концерт и приглянулся автор лекции-концерта, и директор предложила мне сотрудничество.

– Выступать и преподавать – разные вещи…
– Нет, не так. Одно дополняет другое, я начал преподавать и ставить уже в 2010 году.
Можно преподавать так, чтобы студенты и ученики понимали, для чего они занимаются, какой результат они получат: что будут уметь, что будут знать, чем будут владеть и как применять знания на сцене и в жизни.

– Трудно работать с детьми?
– И легко, и трудно. Это ежедневное создание нового результата, нового этапа культуры в обществе.

– В школе искусств вы сами ставите свои номера? И какие – классику или исторические?
– В прошлом году поставил первому классу танец на основе самых простых классических движений. Музыку выбрал Лео Делиба «Дуэт цветов» из оперы «Лакме». Я бы не сказал, что это очень сложный танец, но для детей, которые только начали заниматься, это было нелегко. Также я вел исторический танец у пятого, шестого (класс Крупновой Т.В.) и восьмого (класс Побегуц Е.В.) классов. Им поставил балет из Беллерофонта Ж.-Б. Люлли, Чакону из Фаэтона и танцы на музыку из балета В.А. Моцарта.

– Некоторые считают, что танец – это для девочек, а мальчики должны заниматься спортом. А к вам приходят мальчики?
– Это субъективное мнение. Смотрите, все имена знаменитых хореографов, которые я называл, – мужские. В школе искусств девочек в классах, конечно, больше, но и мальчики есть.

– Танцор может идеально выучить движения, идеально владеть техникой, но в танце порой нет энергии. Как быть?
– Дело в том, что все те танцы, которые мы смотрим, могут восприниматься нами как со стороны технической, так и танца-образа. Например, когда мы смотрим на классический, народный или исторический танец, здесь есть технический момент, но есть и образы исполнителей. Хорошо посмотреть русский танец «Лето» в исполнении ансамбля Игоря Моисеева, вначале идет заставка, где юноша и девушка начинают общаться. И эти образы – женский и мужской – танцорам очень хорошо удается станцевать. Дальше весь ансамбль пускается в пляс, открытый и мощный. А если говорить об уличном танце, там больше телесности и чувственности в прямом смысле слова, а не в смысле божественной гармонии души, духа и тела. А в тех танцах, которые вызывают у меня большой интерес, гармония соединила технику и образ, душу с телом и духом. Сам сюжет произведений направлен на воссоединение всех этих параметров.

– Ваша профессиональная мечта?
– Она уже воплощается. Это создание театра, объединяющего старинные направления: музыку, танец, сценографию и тексты. В школе искусств появилась возможность объединить камерный ансамбль старинной музыки с искусством старинного танца. Было бы здорово создавать спектакли, с которыми можно гастролировать. Например, мы знаем Поклена-Мольера и его пьесу «Мещанин во дворянстве». Но на самом деле это балет-комедия, где важнейшей составляющей является танец и музыка. Изначально она задумывалась как интеграция трех искусств: танца, музыки и комедии в театральное действо. А сейчас, когда ставят эту пьесу, музыки и танцев в ней нет. Совсем скоро, в ноябре, Черноголовская школа искусств проведет Откры-
тый музыкальный фестиваль «Сultural Intellengence», в рамках которого пройдут несколько интересных мероприятий, в том числе концерт старинной музыки и танцев «Музыка и балет эпохи барокко». Это уникальное событие состоится 13 ноября и соберет на сцене ансамбль старинных инструментов Московской консерватории и танцоров ведущих театров Москвы.

– А есть желание идти на более высокий уровень: создать свой театр и школу при нем?
– Да. Было бы здорово создать театр и школу при театре. А для этого можно двигаться из точки «А» в точку «Б», делать много шагов. И это происходит со мной прямо сейчас.


НЕМНОГО ТВОРЧЕСКОЙ БИОГРАФИИ
Всеволод – участник гала-концерта, посвященного открытию «Инновационной школы исполнительского мастерства» (при поддержке Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова)
В 2017 году – победитель Международного чемпионата по артистическому танцу
В 2018 году – победитель Международного хореографического фестиваля-конкурса «Аллея звёзд»; победитель I Открытого чемпионата России по историческим танцам; чемпион России по йога-спорту в дисциплине «Атлетическая йога» Федерация йоги России, Школа инструкторов йоги;
2016 – н.в. Артист Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского.

Обсудить тему

Введите символы с картинки*