Черноголовка. Новости

Возьми газету бесплатно

Яндекс.Погода

суббота, 18 сентября

облачно с прояснениями+10 °C

«Теперь только вверх, в космос!»

04 авг. 2021 г., 11:21

Просмотры: 31



ЦДО «МАН Импульс» – единственное в наукограде учреждение дополнительного образования, являющееся уникальной системой вовлеченности детей в «умную» досуговую занятость. За высокие заслуги в области научного творчества более 25 обучающихся центра «МАН Импульс» удостоены премии губернатора Московской области, пятьдесят школьников являются стипендиатами главы округа. Трижды «мановцы» удостоены премии Президента РФ по поддержке талантливой молодежи в рамках национального проекта «Образование». Кирилл Хвостунков, возглавляющий организацию уже восемь лет, рассказал о перспективах её развития.  


– Кирилл Анатольевич, как вы считаете, насколько сегодня важна роль дополнительного образования школьников? В чём она заключается?
– Чрезвычайно важна. В дополнительном образовании можно оперативно добавлять новые направления и гибко развивать программы актуальных курсов. В дополнительное образование сегодня можно привлекать молодых учёных и опытных специалистов. Ежедневно открываются новые закономерности, изобретаются новые материалы, делаются шаги в космосе, появляются новые штаммы вирусов. Каждую неделю создаются новые стартапы, коллаборации, компании; анонсируются прорывные направления в науке, искусстве, социальной сфере. Дополнительное образование обязано транслировать эти новости учащимся, чтобы на стадии ранней профориентации, проектной деятельности, выездных школ актива, форумов ребята смогли почувствовать перспективные направления своего будущего профессионального роста. 
– Восемь лет вы руководите центром. Чего удалось достигнуть?
– Все вместе мы выросли. В несколько раз стало больше учащихся, в два раза выросла численность педагогов и специалистов.  Сейчас у нас учится 320 детей, но, кажется, что скоро будет ещё больше. Появилось два новых отдела. Муниципальный опорный центр дополнительного образования второй год занимается внедрением в городе целевой модели развития системы дополнительного образования совместно со школами, ЧДШИ, детскими садами. Налажена работа в ЕИС «Навигатор дополнительного образования», реализуются дополнительные общеразвивающие программы, включённые в систему персонифицированного финансирования дополнительного образования с сентября 2020. Развивается сетевая форма реализации дополнительных общеразвивающих программ.
Нашей Службе сопровождения замещающих семей  два с половиной года. С октября 2020-го стали проводить школу приёмных родителей, а с января этого года регулярно проводятся психологические диагностики, осуществляется работа с семьями, вставшими на сопровождение.
Отремонтировали и оснастили современным оборудованием помещения. Постоянная отчетность по массе показателей, согласования, совещания, влияние изменяющейся окружающей среды и законодательства, закупки оборудования и бюджеты на ремонт, контроль работ подрядчиков, сметы и тарификации – всё это было бы невозможно без слаженного взаимодействия и поддержки нашей администрации. Нам действительно удалось совместными усилиями на уровне города существенно развить работу нашего центра дополнительного образования. Министерство образования Мос-
ковской области и Министерство высшего образования и науки ежегодно оказывают нам активную поддержку. 
Мы стараемся представить город на областном и всероссийском уровне достойным такой поддержки. В этом году по ряду направлений вышли на всероссийский уровень – это робототехника, математика, космические материалы, виртуальная реальность, геология.
– Какие перспективы ждут «Импульс» в ближайшем будущем?
– Сегодня мы только подготовили нормальное основание для дальнейшего развития. Сейчас есть две основные задачи, которые мы уже решаем, но много всего впереди ещё надо сделать.
Первая – как мы можем помочь учащемуся поступить в выбранный им ВУЗ? Значимы не только база проектно-исследовательской работы, не только широта взглядов и навыки социализации в коллективе единомышленников и не только полученный опыт достижения результатов и побед. Важна детальная проработка «лифтов» в индивидуальной траектории учащегося. Какой набор достижений, какие шаги помогут Мише или Оле в достижении заветного места в выбранном ВУЗе?
Вторая – а в какой ВУЗ мы можем рекомендовать поступить нашему ученику? Чего он может достичь, окончив его? Только стандартного диплома о высшем образовании или мы, как работающие в данной области специалисты, понимаем востребованность такой, как теперь модно говорить, компетенции и примерные перспективы его дальнейшего роста, хотя бы на начальном этапе? Как важный элемент такого подхода – рекомендация перспективных направлений в самой Черноголовке. 
 – Как педагоги приходят в дополнительное образование? Из институтов? Школ? Напомните, как  «пришли» вы?
– Они приходят очень просто – они влюбляются в педагогику и всю жизнь ей служат. Это как вирус, как откровение, как удар током. Дыщь… и ты уже не можешь без этого. Метод Фейнмана – если ты настоящий учёный и понимаешь, что делаешь, то ты сможешь объяснить ребёнку это. Если не можешь рассказать школьнику о своей работе увлекательно, то у меня для такого учёного плохие новости. Так же говорил и основатель нашей кафедры Теории пластичности на мехмате МГУ академик Юрий Николаевич Работнов – ты делаешь свою работу правильно, если можешь это объяснить своей бабушке в деревне. 
Привлекательным является также то, что ты делаешь именно свой курс, свою программу, в перспективе – свой учебник. А это именно то, что и останется после тебя, кроме воспоминаний.
Я впервые вошёл в класс в феврале 1995 года, будучи аспирантом. Я начал работать учителем физики в Православной классической гимназии в Ясенево. В ту пору в ней работало много профессионалов из МГУ и активных аспирантов, включая двух моих друзей-однокурсников. И все… Хлопок! И ты на сцене. Это были яркие три с половиной года! Параллельно ассистентом на кафед-
ре, а стал преподавать студентам МГУ. Но самый яркий опыт – это мой 8 «А» в ПКГ.
–  Важнейший показатель качества школьного образования – это оценки учащихся. А как оценить качество образования дополнительного?
– Показатель качества дополнительного образования основывается на том, что увлёк ты ребенка своей темой или нет. Если увлёк, то он продолжает учиться, приводит друзей, выбирает твои темы исследований, использует полученные знания, идёт в вуз по этой науке. Главная оценка – радость. Радостно ученику заниматься твоим направлением, растёт он в социальном общении с ребятами, в задачах, которые берётся решать, в смелости своих планов на будущую жизнь – значит, польза есть.
Фокусировать внимание на числе победных мест на олимпиаде, дележе на проигравших и победителей, толщине папки с грамотами считаю вредным и неправильным. Считаю важным, именно качество самого процесса образования, которое длится даже не один год, а несколько лет. Интересно ребенку в этом направлении узнавать, общаться, регулярно приходить и осваивать уникальную программу – значит и результат будет. В дополнительном образовании важнейшим является поиск себя, раскрытие индивидуальности. Непобеда, неудача, ошибка – это опыт, масса рекомендаций экспертов, пути улучшения себя. Это часть длительного образовательного процесса по пути отыскания своего предназначения, в частности, той самой любимой работы, на которой ты ни дня не будешь работать, а именно творить.
– На ваш взгляд, какие направления более перспективные в плане будущего ребенка: творческие или технические?
– Все технические направления – это высшая стадия творчества. Гармония чисел и материала. Мой отец ночами рисовал чертежи автоклава за старинным столом, как симфонию писал. Просыпаюсь утром – вот оно! На миллиметровке в разных проекциях нечто, в жерле чего под давлением в сотню атмосфер родится через год деталь для «Бурана» - гордости нашей страны.
Все направления перспективны, если ученик стремительно в них растёт и становится профессионалом, лучшим в этой области. А лучшим заставить быть невозможно. Можно только помочь раскрыть это и дать понять, потом само пойдет. 
Я считаю, что сейчас мы можем помочь раскрыть потенциал в таких перспективных направлениях, как математика, астрономия, физика, химия, биология, робототехника, программирование, виртуальная реальность, естествознание, материаловедение, геология, психология, немецкий и китайский языки, авиа– и ракетомоделирование и ещё несколько направлений, которые родятся в следующем году.
– Как вы думаете, что помогает вам продуктивно работать в постоянно изменяющихся условиях, не выгорать и оставаться эффективным и позитивным руководителем?
-– Не знаю, насколько продуктивно и эффективно. Хочется большего. Сейчас мир всматривается в человека через миллионы гаджетов, собирая информацию, формируя своё мнение о каждом из нас. Насколько мы сможем освоить этот новый формат, когда многое теперь снаружи и дистанционно. Когда цифровые и интеллектуальные активы опережают в росте материальные компоненты. Когда через несколько лет часть производств будет размещена не только за пределами стран, но и на других планетах. Уверен, что наши учащиеся смогут освоиться и найти своё достойное место, как в виртуальном, так и в космическом пространстве. 
Теперь только вверх, в космос! Будем стараться!

Елена Львовна Корочкина

Обсудить тему

Введите символы с картинки*