Черноголовка. Новости

Возьми газету бесплатно

Яндекс.Погода

суббота, 27 ноября

пасмурно+2 °C

Война и машинисты паровозов. Посвящается Сергею Сергеевичу Смирнову

18 апр. 2019 г., 9:36

Просмотры: 599


Водоворот Великой Отечественной войны потянул за собой всю страну и людей: фронт и тыл, мужчин и женщин, стариков и детей. Об этом мы узнаем из разных документальных источников. Сегодня, спустя много лет, большая удача встретить человека, который смог бы поделиться воспоминаниями о своих родных, переживших то страшное, военное время.

Живет в Черноголовке Людмила Владимировна Швецова, преподаватель истории. Она рассказала нам о своем дедушке - Сергее Сергеевиче Смирнове.
- Мой дед Сергей Сергеевич Смирнов работал до войны машинистом на железнодорожной линии «Бабаево – Тихвин», которая находится в Вологодской области и граничит с Ленинградской. Он продолжал водить паровозы и в военные годы. Примечательно, что в нашей семье сохранились дедушкины воспоминания, записанные им собственноручно. В этих записях я нахожу подтверждение историям, рассказанным мне в далеком детстве...
Помню, как он делился со мной разными подробностями. Например, как страшно было ходить на работу в депо во время налетов врага. (Сам дедушка жил в городе Бабаево, где находились железнодорожная станция и депо.) Как-то в состав, который он вел на перегоне «Бабаево – Тихвин», попала бомба. К счастью, она не взорвалась. Но только представьте - люди успели подумать: «Все, это конец!»
Небольшой провинциальный город Тихвин сыграл важную роль в обороне Ленинграда в 1941-1943 годах (до Ленинграда – 240 километров). Все грузы в Ленинград шли с главной продовольственной базы Северо-Запада, из Вологды, по железной дороге Тихвин – Волхов. Грузы по железной дороге шли до станции Войбокало, а затем грузились на автомобили, которые ехали 32 км по первому участку Дороги жизни — до Кобоны.
В книге Н. Конарева «Железнодорожники в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» есть такие строки: «С огромной нагрузкой работала линия Вологда — Бабаево — Тихвин… Враг, зная, что это основные связи между фронтом и глубоким тылом, пытался их разрушить, не дать возможности осуществлять перевозки, но движение не прекращалось».
Когда 8 ноября 1941 года противник занял Тихвин, доставка грузов на железнодорожную станцию Войбокало прекратилась. Тихвин стал первым городом, освобожденным Красной Армией в ходе контрнаступления зимой 1941 года. С этого момента внимание было сконцентрировано на восстановлении железной дороги, шоссейных путей, имевших особое значение для жизни Ленинграда.
- Дедушкин состав стал первым среди поездов, задействованных в восстановлении железнодорожных сообщений, когда Тихвин был отбит у немцев нашими войсками. В этот город машинисты доставляли грузовые составы, которые потом шли к Дороге жизни. Машинистами доставлялись грузы и пассажирские составы с ранеными, а потом отправлялись к Дороге жизни. Напомним: она не заканчивалась на берегу Ладожского озера, а шла дальше, по суше, через Войбокало, Волхов, через Тихвин. Обратно вели поезда с ранеными.
Запомнилась истории о налетах вражеской авиации. Однажды дедушка вел военный санитарный поезд, который подвергся обстрелу вражеской авиации из пулеметов. Что в такой ситуации делали машинисты? Применяли «лавирование» (так это называл дедушка в своих воспоминаниях) – маневрирование движением: например, могли дать задний ход, притормозить, снова двинуться вперед.
А в другой раз, при приближении фашистских самолетов, дедушка вместе с помощником применил «силовое искрение в трубу» (тоже фраза из его воспоминаний): сырые поленья кидались в топку – и из трубы летели искры и пар. Получалась мощная дымовая завеса над паровозом и иллюзия разрыва зенитных снарядов (про иллюзию я помню хорошо, он так и рассказывал!). Враг был дезориентирован, не видел, куда стрелять, и напуган «зенитными залпами». Так что существовал и такой способ защиты от фашистов, и машинисты его использовали.
Интересная деталь: оказывается, с поездом ездили саперы. Помните, мы рассказывали о сброшенной на состав бомбе, которая не взорвалась? Они ее тогда и обезвредили.
За свою самоотверженную работу Сергей Сергеевич Смирнов награжден после войны, в 1948 году, орденом Трудового Красного Знамени. Потом - орденом Ленина и медалями – «За трудовое отличие», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

Интересно
По информации минкультуры МО, в подмосковном поселке Загорянский есть уникальный музей железнодорожных войск РФ. Особо представлены здесь события Великой Отечественной войны: к примеру, участие железнодорожников в битве за Ленинград, появление первого поезда в Берлине в 1945 году.

В преддверии Дня Победы «Черноголовская газета» возобновляет цикл публикаций, посвященных Великой Отечественной войне. Если вам есть что рассказать о своих родных и близких, переживших войну, сражавшихся за Родину на полях сражений или в тылу, прошедших трудовой фронт, присылайте свои материалы (рассказ и фото, также укажите ваши контактные данные) или приносите в редакцию.
Наша электронная почта - chgazeta@yandex.ru, тел. 46-616, кабинет № 302 в здании Управления эксплуатации, 3 этаж.

Анна СТОЛИНА, 
фото: их семейного архива Швецовых

Обсудить тему

Введите символы с картинки*