Черноголовка. Новости

Возьми газету бесплатно

Яндекс.Погода

пятница, 25 сентября

ясно+9 °C

Жостово: поднос на все времена! Народные промыслы Подмосковья живут и развиваются

18 окт. 2019 г., 11:59

Просмотры: 437


Экскурсия в деревню Жостово вместе с Фикретом и Аидой Исмайловыми приоткрыла новые грани знаменитого на весь мир народного промысла. Подробный рассказ экскурсовода, демонстрация видео-фильмов, удивительные экспонаты в музее подносов на жостовской фабрике – и вмиг ожила «лента времени», история и современность расписного букета.

За демонстрацией росписи на изначально чистом подносе с увлечением наблюдала вся наша черноголовская группа. С этого и началась экскурсия на Жостовскую фабрику. Руки мастера двигались быстро, рисунок виртуозно заполнял небольшое пространство металла. Одновременно звучал комментарий: «Первый слой называется замалевок. Поднос в печи высохнет за 12 часов. Температура – 100 градусов. Когда все высохнет, мы начнем делать второй слой. Благодаря этому получаются объемные цветы. Композицию художники создают сами. Все, что вы видите в нашем музее, придумано и нарисовано ими. Покрытие лаком – завершающий этап». Во время работы мастер держит поднос на коленях и крутит его во все стороны. Именно такой способ, как показало время, оказался самым сподручным.

Жостовский букет - это 200 лет поисков и находок одного из самых узнаваемых символов народного искусства

Итак, жостовская роспись делается масляными красками с помощью беличьих кисточек на металлических подносах, покрытых черной эмалью. Как известно, черный цвет традиционен для жостовских подносов. Как думаете, почему? Промысел создавался в деревне, в 19 веке, и краски стоили очень дорого. Делать цветной всю поверхность подноса стоило больших денег. Поэтому самого высшего качества считались подносы со цветным фоном. Тем не менее городские аристократы выбирали изделия с темным фоном – роспись на нем смотрится более элегантно. Зато деревенские жители обожали яркие творения мастеров – как говорится, «поярче и побогаче, чтобы всех соседей удивить»! И денег на это не жалели. Вот такие метаморфозы.
К выбору кисточек мастера относятся с трепетом, предпочитают изделия кировской фабрики. «Орудие труда» требует особого ухода, поэтому художники хранят его в холодильнике. Никому и никогда мастер кисточки свои не даст! Когда он получает новую кисть, сначала ее поцелует, а потом только пускает в работу, и то не сразу. Целый месяц будет ею делать одни замалевки.

1800-е
годы   
- время возникновения в Жостово и соседних деревнях росписи лакированных изделий. 1825 год – братья Вишняковы основывают свои мастерские


1825 год считается официальной датой рождения жостовского народного промысла. Именно тогда братья Вишняковы основали свои мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий. Подносы делались, естественно, вручную – в каждой деревне был свой коваль. В прейскуранте значилось: «Заведение братьев Вишняковых, лакированные металлические подносы, сухарницы, поддоны, из папье-маше шкатулки, портсигары, чайницы, альбомы…». Любопытно, что секрет подносов был привезен в Жостово из Нижнего Тагила. Нижнетагильская роспись – тоже российская гордость, но это тема отдельного разговора…
Мастерские в Жостово были семейными, и даже дети помогали в производстве подносов. Огромное значение для жостовского промысла имело соседство с центром русской лаковой миниатюры в Федоскино. Так, после временного закрытия Федоскинской мануфактуры группа живописцев, чтобы не остаться без гроша, пошла на поклон к Вишнякову.
Исстари заведено, что сюжет
художник создает сам – смотрит и наблюдает в природе, как растут цветы и плоды, затем воплощает увиденное в букетах и натюрмортах. «У нас дома живые цветы. Мы постоянно наблюдаем за ними. А еще ходим по полям и лесам. Каждая былинка вдохновляет. В этом порыве приходим сюда рисовать», – слова одной из художниц, Ольги.
Однако жостовская роспись – это не только букеты! На старинных и современных подносах можно увидеть овощи и фрукты, птиц и животных, жанровые зарисовки, сказочные пейзажи и даже портреты! К примеру, на одном из круглых подносов нарисован юный Пушкин в обрамлении персонажей из авторских сказок.
Отдельное искусство в подготовке жостовских подносов - это ручная ковка. Мастер-коваль вырезает ножницами по металлу форму, специальными молотками выколачивает борт, на станке подгибает край. А самих-то форм за 200 лет накопилось более 150! Есть совсем маленькие, даже миниатюрные. Можно увидеть и огромные – «скатертные», как их называют. И в каждом случае выверены свои пропорции. Сегодня производство отдельных форм на фабрике механизировано: прессом придают тот или иной вид подноса – овальный, круглый, прямоугольный и даже «гитарный». Всего насчитывается около 32 форм, а оставшиеся по прежнему делаются ручной ковкой.
Лак — главный секрет Жостово. Его состав до конца не разгадан до сих пор. Это был особый масляный лак, «который на железе, меди и дереве нимало не трескается и с которым никакие в России делаемые лаки в доброте и прочности сравниться не могут, даже самый аглицкий лак он превосходит и равняется с китайским». Ко всему прочему этот лак, «когда в жаркой печи хорошо иссохнет, то как зерцало становится». То есть от лака зависело, сохранит ли поднос свой цветущий вид и зеркальную поверхность.
Постоянный поиск художников и ковалей двигает народный промысел, помогает вписаться в современное течение жизни. В наши дни жостовская роспись наносится не только на металл, но и на папье-маше, керамику, стекло и даже кожу. Ею украшают автомобили и дома. Но это уже нетрадиционное ремесло. А увидеть примеры исконно жостовского промысла, кованые подносы со специальным номером, можно в музее при фабрике. Вас здесь ждут, приходите в гости!

Кстати
Жостовская фабрика декоративной росписи получает государственную поддержку в рамках госпрограмм Мос-ковской области «Культура Подмосковья» и «Предпринимательство Подмосковья».

Анна СТОЛИНА,
фото автора

Самое читаемое

24 часа
неделя
месяц