Черноголовка. Новости

Возьми газету бесплатно

Яндекс.Погода

воскресенье, 12 июля

ясно+19 °C

Авиатопливо будущего из Черноголовки: новый образец экологически чистого, бесшумного летательного средства покажут на МАКС-2019

21 авг. 2019 г., 13:30

Просмотры: 670


Топливный элемент для самолета на водородной тяге разработали ученые Института проблем химической физики РАН в Черноголовке. На сегодня институт - ведущая организация проекта по созданию водородного самолета. Впервые новый образец экологически чистого и почти бесшумного летательного средства покажут на авиасалоне МАКС-2019, который состоится с 27 августа по 1 сентября в Жуковском.

По словам инженеров, водород в двигателе не сжигается, а вступает в электрохимическую реакцию с кислородом, давая электроэнергию для вращения винтов. А в атмосферу вместо выхлопных газов выделяется водяной пар. Энергоэффективность водородной установки в 2,8 раза выше, чем при сжигании керосина.

Водородную начинку «упаковали» в корпус небольшого двухместного самолета российского производства «Сигма-4» — его и покажут на МАКС-2019. Силовая установка занимает место пассажира. Размах крыльев самолета составляет 9,8 м при длине в 6,2 м, взлетная масса — 600 кг, мощность — 75 Кв, дальность полета — до 300 км.

Разработка, по мнению инженеров, будет полезна в сельском хозяйстве, в санавиации, а также в качестве аэротакси. Созданные для авиации водородные топливные элементы или их модификации применимы для любых других видов транспорта: от кораблей и вездеходов до массовых автомобилей и бытовой техники, включая гаджеты.

В основе конструкции — топливный элемент, устройство, превращающее в электричество энергию реакции водорода с кислородом без горения. Как раз он разработан учеными в Институте проблем химической физики РАН в Черноголовке.

А раз горения топлива не происходит, то нет ни сажи, ни шума, создаваемого обычно тепловыми двигателями - газотурбинными или внутреннего сгорания. 

Электрический двигатель водородного самолета вращает воздушный винт, создающий тягу. Силовую установку, включающую двигатель, аккумулятор для форсирования мощности на взлетных режимах, систему управления, а также так называемую обвязку топливного элемента, создали в Центральном институте авиационного моторостроения им. П. И. Баранова.

На следующем этапе имеющийся планер заменят: для водородного самолета спроектируют и построят специальный корпус, ведь использование водорода открывает новые аэродинамические возможности.

Накануне открытия МАКСа создатели водородного самолета предполагают провести предварительные летные испытания опытного образца двигателя на самолете «Сигма-4», после чего он будет представлен на статической стоянке авиасалона. Далее предстоит длительный процесс доводки системы и сертификационные испытания самолета.

Тем временем в ЦИАМ имени Баранова готовятся испытать созданную здесь силовую установку самолета в полете — но в «урезанном виде», на аккумуляторах. Это ограничивает время полета 15 минутами, на водородном топливном элементе самолет сможет пробыть в воздухе уже час-два.

Ведущие мировые разработчики авиационной техники уверены, что водород — топливо будущего, но массовый переход авиакомпаний на водородные самолеты ожидают не раньше середины века. Пока развитие данного вида транспорта возможно лишь при наличии соответствующей инфраструктуры.

 

По информации газеты «Известия»