19 февр. 2020 г., 12:34
Просмотры: 220
- Георгий Николаевич, откуда Вы родом?
- Я родился под Ижевском в 1927 году. Мой отец был лесничим, после окончания Новоалександрийского института сельского хозяйства и лесоводства его направили в удмуртские леса работать на кордоне. Папа часто разъезжал по долгу службы, в одной из поездок он познакомился с мамой. Родились дети. А в 1929 году наша семья переехала в Ижевск. Помню, как нас, школьников, посылали в колхозы помогать взрослым. В одну такую поездку мне дали лошадь, и я развозил собранные копны к скирдам. Делал я это с удовольствием: молодой, сил много!
- Всякий раз, вспоминая войну, мы неизбежно возвращаемся к ее началу. Каким для Вас было утро 22 июня 1941 года?
- Когда началась война, мне было 14 лет, я еще учился в школе, оканчивал седьмой класс. В то время отец вывозил нашу семью на дачу за 60 километров от города на кордон Чур. Там было всего 2 дома, в одном жила семья лесника, в другом – отдыхали мы. Именно там мы узнали о начале войны. Я помню, что сразу всем установили хлеб по карточкам. Помню голод…
Вскоре к нам приехала папина сестра из Москвы, и мы зажили большой семьей. Ижевск – военный город, там по гудку шли на завод. Это был огромный металлургический завод, он существовал еще с XVII века. Там выпускали винтовки, авиационные пулеметы, известный пулемет «Максим».
- Какие из человеческих чувств, на Ваш взгляд, сильнее всего пробудила в людях война?
- Страха не было, даже ненависти к врагу не было. Наверное, это не присуще нашему народу. Мы просто защищали Родину. Я помню, что как только началась война, людей посылали рыть траншеи: участвовали все - взрослые, женщины, дети. И много работали.
По воспоминаниям Георгия Николаевича, самым запоминающимся событием войны была победа в битве под Сталинградом. Это и неудивительно, ведь Сталинградская битва - одно из крупнейших сражений Великой Отечественной войны, положившая начало коренному перелому в ее ходе, изменившая историю. Битва стала первым масштабным поражением вермахта, сопровождавшимся капитуляцией крупной войсковой группировки.
После окончания средней школы, в октябре 42-го года, Георгий пошел работать токарем на авиационный завод, где делали приборы для самолетов. Ему было 16 лет:
- Рядом с нами, подростками, трудились взрослые мужчины. До декабря 1944 года я проработал на заводе. А потом договорились с другом, подправили возраст в свидетельстве о рождении и смогли попасть в танковую школу. Тогда справки для военкомата было достаточно. Так мы стали студентами. Друг, который недоучился, был старше меня, поэтому попал на фронт сопровождать штафников.
Пройдя подготовку в школе танкистов в 1945 году, молодой сержант был направлен на завод, получать танки:
- Это было в Челябинске. Из двух сформированных полков один направили на восток, на войну с Японией, а другой - на запад. Так я оказался в городе Каракал, в Румынии. Там я служил до 1949 года, после чего нашу дивизию во главе с генералом Плеевым направили разрешать конфликт в Венгрии. Мы стояли в заповеднике под Будапештом.
Последний год Георгий в звании старшина роты служил во Слатине (Венгрия), демобилизовался в звании старшего сержанта.
- Как сложилась Ваша жизнь после окончания войны?
- После службы я вернулся в Ижевск. Затем переехал в Обнинск и поступил в ВЗПИ (Всесоюзный заочный политехнический институт). На учебу приходилось ездить в Москву. После окончания вуза работал конструктором. С женой Ольгой познакомился на лыжне (оба увлекались спортом). Через какое-то время, в 1970 году, переехал в Черноголовку. Работал в ИФТТ, потом – в ЭЗНП конструктором.
Георгий Николаевич вырастил двоих сыновей. Младший окончил Электростальский приборостроительный институт, живет и работает в Черноголовке. Старший после окончания факультета электроники и приборов Лесного института устроился на работу в Москву. Сегодня для ветерана важно общение с детьми.
Летом Г. Н. Русаков неизменно проводит свой досуг на даче. Однако даже спустя три четверти века он не забывает тех лет, изменивших жизнь его молодого поколения.
Елена КОРОЧКИНА